ik52

Хвалебная ода советскому учебнику

Когда мы с дочерью планировали перейти на семейное образование, меня это пугало, ведь у меня нет педагогического образования, и я понятия не имела, как нужно преподавать математику, русский язык… Но когда мы все-таки отважились, я была поражена тем, насколько же это оказалось легко — учиться дома! И главная заслуга в этом принадлежит нашему советскому наследию – советским учебникам!

Благодаря советскому учебнику, мне, фактически, ничего не нужно объяснять своей дочери – настолько там все легко, понятно и удобоваримо для ребенка.

Например, математика. Сначала в учебнике идут простые примеры на сложение и вычитание в пределах 10, и таких примеров дается достаточно много. Ребенок считает сначала на пальцах, но постепенно все запоминает и дальше может обходиться без пальцев. Как только ребенок хорошо это осваивает, счет переходит на второй десяток, и, казалось бы, здесь должны возникнуть сложности, ведь пальцев на руках тут уже не хватит!

Но вы только взгляните, как это представлено в советском учебнике! Арифметика за 1959 г., Пчелко, Поляк. Сначала к 10 прибавляют число не более 10, т.е. здесь все настолько просто, что проще некуда! Ребенок справляется с этим без труда и приобретает уверенность в собственных силах (помимо примеров даются и задачи):

Также ребенку дают на практике многократно убедиться, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
По тому же принципу подобраны примеры на вычитание:

Затем появляются примеры в два действия, но и они подобраны таким образом, чтобы ребенок легко с ними справился:

Затем примеры чуть усложняются — прибавление идет не к 10, а к числу больше 10, но ответ все равно получается в пределах до 20, т.е. никаких сложностей это не вызывает. Обратите внимание, ребенку предлагают наборы аналогичных примеров: 2 + 4 и 12 + 4, 4 + 3 и 14 + 3, т.е. ребенок осознает, что все это он уже знает и умеет решать.

А задачки? Разве это сложные задачки? Совершенно нечего бояться!

И посмотрите, как подобраны примеры в 2 действия — они пока еще тоже решаются без перехода через десяток.

А вот пошла сложная тема — тот самый переход через десяток, которого я боялась. Принцип действия объясняется ребенку на примере 9 + 3: сначала нужно прибавить 1, чтобы получить 10, потом оставшиеся 2. И все примеры после этого даются только с числом 9:

Через некоторое время то же самое проходят только с числом 8:

И таким образом перебирают все числа по нисходящей от 9 до 1. После этого ребенок уже вполне уверенно может решать вот такие сложные примеры в два действия:

Просто? Гениально просто!

Возьмем Русский язык, 1965 г., Закожурникова. Сначала ребенка учат делить слова по слогам. Потом идет тема про переносы. Ну скажите, что тут может быть непонятного?

После того, как ребенку даются правила переноса, в учебнике идет множество упражнений на закрепление.

Ну, разве можно, занимаясь по таким учебникам, остаться неучем? Оказалось, что мне ничего не нужно преподавать! Моя дочь просто выполняет все, что предлагается в этих учебниках: решает все примеры, все задачи и выполняет все упражнения, — только и всего! А в школе мы первые полгода все какие-то яблочки рисовали да кружочки раскрашивали — детский сад да и только!