Иностранный с носителями языка по скайпу — наш опыт

Общение ради языковой практики с носителями языка – процесс очень интересный и даже волнительный, но делать это в первый раз очень страшно. Чтобы избавить людей от ограничивающих их страхов, я и хочу поделиться нашим опытом.

Такой опыт есть лично у меня: несколько лет назад я брала уроки по скайпу 1-2 раза в неделю по часу, подыскивая себе учителей на сайте italki.com

italki

И конечно, я решила воспользоваться этим ресурсом, когда моя старшая дочь подросла. Здесь я расскажу, какие после этого сделала выводы.

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ


Общение с носителями языка имеет смысл начинать не раньше, чем после 2 лет обучения (моей дочери к тому времени было 9). Но, конечно, если это обучение в обычной СОШ, его необходимо дополнять занятиями на курсах, с репетиторами или просто с кем-то из родителей, как было в нашем случае. Сильно затягивать с языковой практикой тоже не стоит, поскольку такие уроки очень вдохновляют, у ребенка появляется дополнительный стимул заниматься!

Чтобы сэкономить время и деньги, предварительно стоит обучить ребенка разным вариантам шаблонных фраз вежливости: приветствия-прощания, благодарности-извинения и т.п. Также предварительно полезно дать посмотреть следующее видео (с 0:48), чтобы ученик на уроке не сидел, как истукан, а был попроще, поскольку «ага» – оно и на других языках «ага»:

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И ЧАСТОТА УРОКОВ

Для детей и подростков наиболее оптимальный режим — 1 урок в неделю длительностью 30 минут. Не подумайте, что это мало. Поверьте, 30 минут напряженного внимания – для такого возраста вполне достаточно. Во-первых, обычные школьные уроки иностранного языка по учебникам и в тетрадках никуда не деваются, они идут своим чередом, т.е. нагрузка и так возрастает. Во-вторых, каждый такой урок обязательно нужно записывать на видео (специальная кнопочка в Скайпе), и последующий просмотр этой видеозаписи станет для ученика 2-м уроком в неделю.

Обязательно заставляйте ребенка просматривать видеозапись! При просмотре урока в спокойной обстановке, да еще с возможностью поставить на паузу, перемотать назад, ученик понимает гораздо больше из того, что говорил ему учитель (лично я для своей дочери после каждого урока делала стенограмму учительской речи – это хорошее подспорье, но, если у родителя нет такой возможности, можно обойтись и без этого).

Лучше всего брать уроки сериями. Скажем, 10 уроков подряд, т.е. это займет примерно 2 месяца, после чего сделать перерыв до следующего года. После 10 уроков интересные темы для обсуждения у ребенка, скорее всего, уже иссякнут. Можно бы обсудить их подробнее, но для этого нужно вдаваться в детали, а словарного запаса и речевых оборотов еще не хватает, нужно нарабатывать. Вот для этого и берем перерыв длительностью почти в год.

1-Й УРОК


На первом уроке учитель обычно разрешает присутствовать родителю – этот момент можно обговорить в предварительной переписке (язык для этого знать не обязательно, можно воспользоваться любым он-лайн переводчиком). На последующих уроках родителю уже лучше не вмешиваться, отпустить ребенка в свободное плаванье – только тогда он начнет активно барахтаться.

Ее первый урок без мамы с британцем, который не знал по-русски ни слова:

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ


Вы платите деньги, а значит это не ваша забота. Учитель при возникновении пауз всегда сам проявляет инициативу. Если же у вас есть свои любимые темы для разговора, он с готовностью поддержит любую.

ЦЕНЫ


На указанном выше ресурсе великое множество преподавателей самых разных языков со всего мира – на любой вкус и кошелек. Понятно, что общение с носителем английского языка родом из Индии будет дешевле, чем с британцем или американцем, причина – произношение, акцент (для индийского английского языка даже придумали специальное слово – Hinglish).

КАК ВЫБИРАТЬ УЧИТЕЛЯ

Не все преподаватели на italki.com готовы работать с детьми, поэтому для поиска нужных вам учителей на сайте есть специальные фильтры.

Конечно же, учитель должен быть ответственным человеком, но по одному пробному уроку невозможно сделать правильный вывод, поскольку на первом уроке все обычно стараются. Настоящее отношение к работе проявится лишь через 3-4 занятия, поэтому не рекомендую бронировать следующий пакет (5 уроков), пока вы полностью не истратите предыдущий (отменить бронь будет сложно или даже невозможно).

Основная трудность в обучении ребенка заключается в том, что он на него обычно не мотивирован (мотивирован родитель), поэтому платный репетитор вынужден преследовать сразу две плохо совместимые цели: с одной стороны, ему нужно сделать урок ИНТЕРЕСНЫМ для своего клиента, с другой стороны ему нужно ПРИНУЖДАТЬ этого клиента к обучению, чтобы родитель, который за него платит, находил эти уроки полезными.

Для начального уровня необходим учитель хотя бы с небольшим знанием русского языка, иначе то и дело будут возникать досадные недоразумения. Но это преимущество преподавателя имеет и свои отрицательные стороны. Моя дочь просто обожала уроки с настоящей взрослой американкой, которая терпеливо выслушивала все, о чем она рассказывала (о своих друзьях, о своих повседневных делах) и при этом бурно реагировала (удивлялась, улыбалась, смеялась, задавала новые вопросы), но постепенно эти уроки превратились в сплошную болтовню моей дочери НА РУССКОМ. И хотя учительница честно старалась говорить с ней только по-английски, дочь в ответ все равно очень часто трещала по-русски, пользуясь тем, что учительница ее и так понимает. Поэтому, такие моменты лучше обговорить с учителем в переписке — попросить его быть более требовательным, чтобы он не боялся, русскую речь на уроке, не стесняясь, пресекал, и вообще был построже.

КОНТРОЛЬ

Родителю обязательно нужно просматривать ВСЕ видеозаписи уроков, особенно, если ребенок находится на семейном обучении и имеет слабое представления о том, как нужно обращаться с учителем.

Например, однажды я обнаружила, что моя дочь во время урока жевала жвачку. Учительница ей так ничего и не сказала (видимо, постеснялась), но мне было так стыдно, что я потом извинялась перед ней. Любая нормальная учительница в обычной бесплатной школе обязательно бы подобную развязность пресекла, мне же пришлось самой объяснять дочери недопустимость такого поведения на уроке с учительницей.

В другой раз я увидела, что дочь во время урока встала, чтобы взять себе пряник, и потом жевала его перед камерой! Опять пришлось извиняться и объяснять дочери, что максимум, что можно сделать во время урока — это попить воды, если пересохло в горле.

Или на каких-то уроках она вдруг начинала вести себя с учителем как с подружкой: объясняться жестами, в итоге это переходило в кривлянье, строились смешные рожи… Или дочь начинала демонстрировать свои игрушки и бегать за ними в детскую, рыться в ящиках… А время-то идет, деньги капают! Или начинала рисовать во время урока: учительница с ней говорит, а у той глаза вниз опущены, что-то чертит… В общем, при таких занятиях необходим неусыпный родительский контроль!

Один из ее последних уроков с американкой, которая прекрасно говорит по-русски:

Как видите, ничего страшного в этом нет. Интернет предоставляет нам новые возможности, которые раньше были доступны лишь дворянским семьям, — пользуйтесь!

Напоследок коснусь своей любимой темы (о разрушении образования). Кто учил иностранный язык, тот знает, что это постоянный труд, постоянная зубрежка – то самое, что современные «психологи» и «защитники» детей призывают из детской жизни исключить. Плоды такого подхода мы видим, а потому предлагаю обратиться к опыту прошлого: к методике, по которой образовывали дворянских детей, получая на выходе молодых людей, свободно разговаривающих и пишущих на нескольких иностранных языках. Из книги В.Пономаревой, Л.Хорошиловой «Русская женщина: воспитание, образование, судьба»:

«Преподавание языков гувернантками велось по той же методе, что была заведена в институтах: «Старушка-эльзаска… [Эльзас — область во Франции] продиктовав мне так называемый высший диктант, заставляла, после того, как она его поправила, переписать без ошибок и выучить наизусть». Усвоение языка, которым блистали образованные русские на протяжении всего XIX века, шло через переписывание («через руку», как говорили учителя) — заучивание, неоднократное повторение».

Только через труд и никак иначе.