2kumushki.ru

Как Сухомлинский продвигал гуманизм и ювеналку

Нет, мы не думаем, что Сухомлинский осознанно и целенаправленно продвигал эти зверства. Он был романтиком и искренне верил, что по его системе, выросшей на идеях Януша Корчака (человека ущербного), можно воспитывать высокодуховных безбожников.

Разберем суть его учения, которая изложена здесь: Сухомлинский.

«В.А. Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции».

«В последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел в виду такие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике».

«Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться.
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится»».

К счастью, пока существовал СССР, идеи Сухомлинского у нас не реализовывали, поэтому оценки нам ставили, благодаря чему мы получили неплохое образование. И в настоящее время их тоже еще ставят, но процесс в этом направлении уже пошел (в 1 классе оценки отменили). Зато в Англии в точности по Сухомлинскому оценки ставят только в старших классах, там «не оскорбляют и не унижают достоинство ребенка», там «уважают детское незнание». Что из этого получается, можно почитать здесь: Английская школа.

«Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее».

«Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков».

К сожалению, в сегодняшней практике результат получается прямо противоположным обещанному. Может у нас учителя что-то неправильно делают? Может недостаточно любят учеников? Не отдают им свое сердце, как отдавал Сухомлинский?

«В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива».

«Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы… Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте детей без наказаний»».

Многие современные педагоги, которых воспитывают на идеях Сухомлинского, честно пытаются претворить его идеи в жизнь, и рано или поздно у них возникает комплекс неполноценности. Почему у Сухомлинского и его педагогов получалось, а у них нет? Почему сегодня от такого подхода (воспитание без наказаний) дети становятся только хуже и хуже?

А ответ очень простой. В те годы, когда Сухомлинский работал директором школы (1948-1970), вся советская пропаганда (газеты, детские фильмы и мультфильмы, пионерская организация), всё работало на одну цель, а именно: на воспитание нужного государству человека.

Да что там пионеры! Как только дети поступали в школу, их всех до единого, не спрашивая их желания (в добровольно-принудительном порядке), торжественно принимали в октябрята – вешали на грудь красную звездочку, и после этого они все как мантру читали правила, придуманные для них ЦК ВЛКСМ: «Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», и т.д.

Таким образом, помимо наказаний и школьных оценок на детей и так шло сильнейшее психологическое давление. В таком антураже учение Сухомлинского в его отдельно взятой школе, конечно же, процветало, но сегодняшнему учителю, каким бы прекрасным он ни был, не выстоять против лавины разврата от современных СМИ.

Сухомлинский был педагогом-новатором, и при жизни его идеи вполне заслуженно критиковали, поскольку его система воспитания сама по себе не может дать хорошего результата. Она может только паразитировать на классическом воспитании с его оценками (поощрениями и наказаниями), с безусловным авторитетом старших, безусловным подчинением детей родителям и даже в советское время еще с остатками религиозной жизни. И эта классическая система воспитания на протяжении веков была одной и той же для всех слоев общества, для всех сословий.

Как воспитывали русского дворянина
Что я знаю и помню о крестьянском воспитании

Слышали, наверное, про метод, который используют в определенных структурах, чтобы склонить человека к сотрудничеству — «хороший и плохой полицейский»? В обращении с детьми Сухомлинский, сам того подозревая, присвоил себе выигрышную роль «хорошего полицейского». Он не понимал, что его либеральный подход к детям работает только потому, что их родители еще продолжают воспитывать детей по старинке и таким образом играют для него роль «плохих полицейских».

Не понимая, к чему это приведет, Сухомлинский пытался переформатировать и родителей: зазывал их на свои лекции при школе, издавал книги по воспитанию. Таким образом, педагогика Сухомлинского является для классической педагогики даже не паразитом, а паразитоидом.

«Паразитоид — насекомое, являющееся паразитом только на ранних стадиях развития, убивающее своего хозяина в процессе своего развития и свободно живущее на взрослой стадии».

«Воспитание без наказания — это не узко школьное дело, — говорил В.А. Сухомлинский. — Это одна из важнейших проблем… переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер — человеческого сознания, поведения, взаимоотношений».

Спустя несколько десятилетий после его смерти, к нему пришло настоящее признание. Хоть и с запозданием, но он добился своего. Больше никакой критики! В наш век ювенальной юстиции его учение расцвело пышным цветом. Повсюду только и слышишь: «Воспитывайте детей без наказаний! Так говорил великий Сухомлинский!»

И нам удивительно наблюдать насколько люди потеряли способность анализировать и делать выводы, если они не могут узнать их по плодам.