Константин Ушинский vs Владимир Богоявленский

Поклонники К.Д.Ушинского, даже верующие и воцерковленные, не видят в его педагогике ничего противоречащего христианскому воспитанию детей. Специально для них я решила сделать небольшую подборку и сопоставить некоторые тезисы.

Под номером 1 — cамые тиражируемые высказывания Константина Ушинского.
Под номером 2 — цитаты из книги священномученика Владимира Богоявленского «Беседы о православном воспитании детей»

1. Самая важная часть воспитания — образование характера.
2. Если мы начнем с добродетелей и спросим, какая из них должна занять первое место, то должны ответить, что главною и основною добродетелью каждого благовоспитанного дитяти, без сомнения, должно быть послушание.

1. Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
2. Родители это Богом назначенные садовники… Они должны отсекать дикие отростки самолюбия, упорства и капризов; … и с самого раннего возраста преклонять его под иго христианского послушания и дисциплины.

1. Сила характера, независимо от его содержания, — сокровище ничем не заменимое. Она почерпается единственно из природных источников души, и воспитание должно более всего беречь эту силу, как основание всякого человеческого достоинства.
2. Если родители хотят иметь послушных детей, то с самого младенчества они должны подавлять их самолюбие.

1. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
2. Если мать сама не имеет духа благочестия, если она сама мало находит радости и удовольствия в молитве и религиозных упражнениях, тогда она, конечно, не может воспитать в благочестии и детей своих.

ushinskiy
Константин Ушинский — основоположник научной педагогики в России

1. Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
2. Первая добродетель, которую родителям нужно насаждать в сердцах детей своих, есть страх Божий, благочестие, набожность.

1. Страх есть самый обильный источник пороков.
2. Да воспитывайте ваших детей в вере, благочестии и страхе Божием и вы вправе тогда надеяться увидеть в них радость.

1. Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
2. Требуйте от них самого скорого и точного послушания, приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову.

1. Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю.
2. Еще с младенчества ты, христианский родитель, не должен давать воли своим детям, но должен подавлять их своеволие.

1. Все религиозные системы не только возникли из потребностей души человеческой, но и были, в свою очередь, своеобразными курсами психологии. [Вы все еще полагаете, что современники напрасно обвиняли Ушинского в атеизме и фармазонстве?]
2. Остерегайтесь прежде всего равнодушия в вере. … Если вы дозволяете себе высказывать такие мысли в присутствии детей ваших, то вы не только исторгаете из сердец их любовь и благоговение пред религиозною истиною, но и убиваете вообще всякое чувство истины.

bogoyavlenskiy
Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий

1. Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу. [Неужели среди профессоров и кандидатов наук нет порочных людей?]
2. Приучайте их и словом и примером благоговейно молиться. Верьте, что Церковь и школа, законоучители и учители впоследствии напрасно будут употреблять усилие сделать ваших детей благочестивыми и богобоязненными христианами, если вы сами не положите к тому основания прежде, чем сами дети вступят в школу.

1. Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым.
2. Из видов и средств наказания прежде всего укажем на наказания телесные, которые издревле считаются и самыми распространенными, и наиболее действительными, и особенно чувствительными.

1. Слишком крутое искоренение привычек, предпринимаемое иногда воспитателем, не понимающим органической природы привычки, которая и развивается и засыхает понемногу, может возбудить в воспитаннике ненависть к воспитателю, который так насилует его природу, развить в воспитаннике скрытность, хитрость, ложь и самую привычку обратить в страсть. Вот почему воспитателю приходится часто как бы не замечать дурных привычек, рассчитывая на то, что новая жизнь и новый образ действий мало-помалу втянут в себя дитя.
2. Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое, подобно тому, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчцы.

1. Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
2. Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственною целью его – исправление дитяти. … Не бойтесь, что вы в случае строгого воспитания детей ваших, соединенного с нередкими наказаниями, охладите их и потеряете будто бы их любовь к вам. Нет, опыт учит совершенно противному. Ваши дети впоследствии будут вам благодарны за то, что вы строго их держали и добрым воспитанием положили прочное основание к их временному и вечному благу и спасению.

P.S. К сожалению, пропаганда сегодня достигла столь высокого уровня, что у некоторых родителей она полностью разрушает способность логически мыслить и анализировать. Например, одна мама написала такой комментарий: «Ваша подборка тезисов не является противопоставлением, а напротив гармонично дополняет слова одного другими. То, что слова эти говорят об одном и том же в разных ключах, только доказывает их правильность. Я согласна с каждым из них». Это похоже на диссоциативное расстройство личности. Ну, совсем родителей с ума свели!

Я попросила эту маму пояснить, «как можно преклонять ребенка под иго христианского послушания и дисциплины, не насилуя его детские мысли и чувства? Если ребенок ни в какую не хочет слушаться, настаивает на своем, как действовать?»

Женщина ответила: «Без насилия — значит без оскорблений, без унижений, без лишних эмоций выяснить проблему, почему не хочет, и помочь с ней справиться любовью, терпением, своим примером и т.д.»

В общем, такие родители с разрушенным разумом согласны с тем, что нужно стремиться вырастить из ребенка доброго христианина, т.е. они именно это ставят своей конечной целью, но добиваться этого они собираются исключительно гуманистическими методами, т.е. выбирают сатанинский путь, на который их уводят современные психологи.

Для таких родителей, которые свято уверовали в то, что с детьми нужно договариваться, закончу подборку еще одним высказывание митрополита Киевского и Галицкого священномученика Владимира (Богоявленского):

Будьте … кратки, ясны и точны в своих приказаниях и не употребляйте для этого слишком много слов. При этом вам совсем нет надобности, особенно по отношению к маленьким детям, много говорить и выяснять основание, почему они то или это должны делать или не делать. Дитяти достаточно знать: «Родители хотят, чтобы я сделал это или то, следовательно, я должен послушаться».