2kumushki.ru

Православные буржуи

Все знают, что Маяковский — великий поэт, а домострой — мракобесие (хоть не читали, но осуждают). Я из любопытства решила прочитать и… Ах, какая неожиданность!

ДОМОСТРОЙ

(настольная книга русских буржуев со средних веков
до октябрьского переворота 1917 г.)

«…Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.

Всякое дело править без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют – соглашаться и новых безрассудств избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен ты, уже за это от Бога получишь награду. А домочадцев своих учи страху божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость…

…А людей у себя держи дворовых хороших, чтобы знали ремесла, и кто какого достоин, такому ремеслу учи…

И сыт бы он был, одет пожалованием твоим или своим ремеслом. А чем ты его пожалуешь: платьем ли или лошадью и какою скотинкою, или пашенкой, или торговлей какою по его прибытку, или сам что приобретет своими трудами, тем бы доволен был и впредь бы старался…

Служили бы господам своим верой и правдой, добрыми делами и трудами своими, а господин бы и госпожа людей своих жаловали и кормили, поили, и одевали, в тепле бы держали и в покое, всегда в достатке…

Также следует хозяину и хозяйке заботиться и о нищих, о странниках, убогих, вдовицах и сиротах, подобает их окружить заботами, удовлетворяя их нужды, душевные и телесные, от праведных своих трудов: в душевные вникай, телесные же рассмотри…


О.Денисенко «Вербное воскресенье»

…Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам работу на весь день указать, каждому – свое: кому еду на день готовить, а кому хлебы печь ситные или решетные, – да и сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить-замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги…

…А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, различные каши и кисели, любые блюда печь и варить, – все бы сама хозяйка умела, чтобы и слуг научить смогла тому, что знает.

А которая женка или девка рукодельна, так той указать дело: рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах золотом и шелками – какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и заметить… Малых же девок учить, какая к чему пригодна…

…Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько чего кто сделает за день, много ли мало, и сколько из чего получится, – все бы знала сама, и было бы все у нее на счету.

Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться… И никогда бы слуги не будили хозяйку, но сама хозяйка будила бы слуг и, спать ложась после всех трудов, всегда бы молилась, тому же уча и слуг.

А в горнице, и в комнате, и в сенях, и на крыльце всегда было бы чисто, с утра и допоздна, а стол и посуду всякую всегда мыть чисто, и скатерть – чиста. А сама хозяйка всегда была бы опрятна и одета, как нужно, и слуги ее были бы вежливы, как написано прежде…


Картина Б.Кустодиева

…Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены всегда дом и прибран и чист, – во дворе и перед воротами на улице слуги всегда подметают мусор и выгребают грязь, а зимою и снег разгребают. А щепки и опилки и прочий хлам прибирать, чтобы всегда все было в порядке и чисто. В конюшне же и в хлеву и в остальных всех службах устроено все как следует, припрятано и подчищено и подметено – в добрый дом такой, хорошо обряженный, точно в рай войти….


Редактор «Домостроя» протопоп Сильвестр обличает молодого Ивана Грозного
Картина П.Плешанова.

…Вот только ничего 6 не входило в дом твой ни насилием, ни грабежом, ни воровством, ни какой-то корыстью, ни наветом, ни неправедным судом, ни корчемным доходом [корчма — питейное заведение]. Если от этих бед сбережешься, будет дом твой благословен отныне и вовеки…

Милое мое чадо дорогое!
…оберегайся неправедного богатства, добрые дела твори, имей, чадо, великую веру в Бога, все надежды возлагай на Господа: ибо никто, уповая в Христа, не погибнет!..

…Церковников и нищих, маломощных и бедных, страдающих и странников приглашай в свой дом и, как можешь, накорми, напои и согрей, и милостыню подай от праведных трудов, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи: ведь они – заступники перед Богом за наши грехи…

…Больше всего береги и храни себя в праведном христианском завете, удержи язык свой от злого и уста свои, чтоб не извергли лжи, храни себя от обмана, от похвальбы и от клеветы, и сам не заносись ни в чем: унизь себя пуще всех людей – и сподобишься славы божьей.

Никого же, чадо, не презирай и при всякой нужде помни, как мы прожили век. Никто не вышел из дома нашего голоден или печален; как могли, мы все нужное каждому человеку ради Бога давали, а печального словом излечивали. Кому как можно, мы помогли ради Бога, и ссужали, как могли, и Христос невидимо нам в изобилии посылал свою милость, всякие блага…

…Видел и сам ты, чадо, что в жизни этой жили мы в полном благоговении и в страхе божьем, в простоте сердца, в страхе и уважении к церкви, всегда по божественному Писанию…

…Ни нищего, ни убогого, ни странника, ни скорбного, ни печального никогда не презрел я, разве что по неведению; из темниц и больных, и пленных, и должников из рабства, и во всякой нужде людей по силе своей выкупал я, и голодных как мог кормил, рабов своих освободил я и наделил их, а иных и из рабства выкупил и на свободу пустил я; и все те наши рабы свободны, богатыми домами живут, как ты видишь, молят Бога за нас и во всем нам содействуют. А если кто и забыл нас – Бог его да прости во всем.

А теперь домочадцы наши живут все свободны, и у нас – в своей воле; видел ты сам, чадо мое, многих ничтожных сирот, и рабов, и убогих, мужского полу и женского, и в Новгороде и здесь, в Москве, вскормил и вспоил я до зрелости, обучил, кто чему способен, многих и грамоте, и писать и петь, которых иконному письму, в каких и книжному искусству, тех серебряному делу, и прочим всем многим ремеслам, а кого и торговому научил делу.

А мать твоя в добром наставлении воспитала многих девиц и вдов, ничтожных и убогих, обучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив приданым, выдала замуж, а мужчин поженили у добрых людей, – и все те, дал Бог, свободны, живут состоятельно…


Кирилло-Белозерский монастырь, где составитель «Домостроя»
был пострижен в монахи с именем Спиридон

…Не познал я другой жены, кроме матери твоей; как дал я ей слово, так исполнил…

…Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого, и пьянственного берегись недуга – от тех двух причин все зло заводится и ведет в преисподний ад: и дом пуст – богатству разорение, и Богом не будет помилован, и людьми обесчещен, высмеян и унижен, родителями же проклят…»

Объем статьи ограничен, поэтому мы не привели здесь и 10-й доли того, что по «Домострою» должны делать господа. Здесь так и хочется взять слово «господа» в кавычки. Какие же это господа, если все-то они в трудах, все в трудах аки пчелы! Почитаешь такое и подумаешь: уж лучше быть простой крестьянкой — мороки меньше.

ЧТО Я ЗНАЛА О БУРЖУЯХ С ДЕТСТВА

…Петин папа был преважным:
в доме жил пятиэтажном
и, как важный господин,
в целом доме жил один.

Очень толстый, очень лысый,
злее самой злющей крысы.
В лавке сластью торговал,
даром сласти не давал.

Сам себе под вечер в дом
сто пакетов нес с трудом,
а за папой, друг за другом,
сто корзин несет прислуга.

Ест он, с Петею деля,
мармелад и кренделя.
Съест и ручкой маме машет:
— Положи еще, мамаша!

Петя взял варенье в вазе,
прямо в вазу мордой лазит.
Грязен он, по-моему,
как ведро с помоями.

Ест он целый день, и глядь —
Пете некогда гулять.
С час поковыряв в носу,
спит в двенадцатом часу.

Дрянь и Петя, и родители:
общий вид их отвратителен.
Ясно даже и ежу —
этот Петя был буржуй.

<…>
Полюбите, дети, труд —
как написано тут.
Защищайте всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастете — истыми
силачами-коммунистами.

Товарищи, это что же получается? Маяковский — лжец и клеветник?!

Гуляем

Вот будка красноармейца.
У красноармейца ружье имеется.
Они храбрые. Дело их —
защищать и маленьких, и больших.

Это — Московский Совет,
Сюда дяди приходят чуть свет.
Сидит дядя, в бумагу глядя.
Заботятся дяди эти
о том, чтоб счастливо жили дети.

Это — церковь, божий храм,
сюда старухи приходят по утрам.
Сделали картинку, назвали — «бог»
и ждут, чтоб этот бог помог.
Глупые тоже —
картинка им никак не поможет.

Это — дом комсомольцев.
Они — умные: никогда не молятся.
когда подрастете, станете с усами,
на бога не надейтесь, работайте сами.

Это — буржуй. На пузо глядь.
Его занятие — есть и гулять.
От жиру — как мяч тугой.
Любит, чтоб за него работал другой.

Он ничего не умеет,
и воробей его умнее.


Картина В.Маяковского

Левый марш

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше слово, товарищ маузер.
Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Выступление Маяковского на II съезде
Союза воинствующих безбожников

Поэма «150 000 000»

Мы тебя доконаем, мир-романтик!
Вместо вер — в душе электричество, пар.
Вместо нищих —
всех миров богатство прикарманьте!
Стар — убивать.
На пепельницы черепа!

Разговор с товарищем Лениным

Я встал со стула, радостью высвечен,
хочется — идти, приветствовать, рапортовать!
«Товарищ Ленин, я вам докладываю
не по службе, а по душе.
Товарищ Ленин, работа адовая
будет сделана и делается уже.

Адовая работа

Облако в штанах

Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал, что у каждого есть голова,—
отчего ты не выдумал, чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!

Владимир Маяковский и его «шведская семья».
Точнее, его еврейская семья: Лиля Уриевна (Каган) и Осип Меерович Брик.
Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Видишь, я нагибаюсь, из-за голенища
достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты! Жмитесь в раю!
Ерошьте перышки в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
отсюда до Аляски!

Владимир Маяковский закончил жизнь самоубийством. Он так и не увидел результатов своих усилий, а они впечатляющие:

все сегодняшние буржуи уже не православные, а совсем наоборот.