РКШ, критический отзыв, или каким должен быть идеальный учебник арифметики

iko107

Русский язык

Упражнения для уничтожения в ребенке врожденной грамотности:


2 класс, И.А.Горячева «Обучение русскому языку. Программы и методики работы»

Садистские загадки:


И.А.Горячева «К.Д. Ушинский и «Родное слово».
Методическое пособие для учителя начальной школы. Часть III»

Арифметика

Эта организация позиционирует себя как «русская классическая школа». Под словом «классическая», видимо, подразумевается, что это школа НЕ советская, а такая, как у нас была раньше, т.е. дореволюционная. Для начальных классов за основу в этой школе взяли советские учебники Пчелко и якобы избавили их от «советского наследия».

arif

Разработчики программы полагают, что советское наследие — это рассказы о пионерах и колхозах? Нет, все гораздо серьезнее! Советское наследие — это мировоззрение и образ жизни.

Полистайте учебники РКШ. Так же, как и в советских учебниках, в них нет задач, которые в будущем поставит перед учеником сама жизнь – в этом их главное отличие от дореволюционных учебников, которые я приводила в статье «Почему я разочаровалась в советских учебниках».

В них нет ни одной задачи о предпринимательстве, ни одной задачи, где подсчитывались бы расход-прибыль.

По этим учебникам из детей можно вырастить только очередное поколение пролетариев. Причем пожизненных, т.е. таких, которые не имеют никаких понятий о предпринимательстве и его особенностях, а потому боятся этой деятельности и вообще не мыслят себя владельцами каких-либо собственных хозяйств и собственных предприятий (даже самых мелких, с одним работником).

Если у нас кто-то и становится предпринимателем, то это редкие исключения из правил, которые происходят вопреки воспитанию, а не благодаря ему.

Каким должен быть идеальный учебник арифметики? Во-первых, в нем не должно быть безличных задач. У детей начальных классов абстрактное мышление еще не развито, поэтому им трудно представить себе ситуацию, о которой рассказывается как «Для детского садика купили…» или «В аптеке заготовили…». В учебниках начальных классов каждая задача обязательно должна иметь своего героя. Из этого вытекает второе правило.

Здесь будет уместно воспользоваться рекомендации режиссера по написанию сценариев:

«…Глубокий уровень эмоциональной вовлеченности в драматическую историю — сопереживание. <…> Сопереживание порождает идентификацию. Мы как бы живем и действуем вместе с героем, переживаем вместе с ним, его проблемы становятся нам близки и понятны, мы желаем ему победы над противником».

Каждая задача в учебнике арифметики с действующим лицом — это тоже маленькая история, и ребенок подсознательно может себя с ним идентифицировать. Вы хотите, чтобы ваши дети себя идентифицировали с кем?

Все школьные учебники являются инструментом мощнейшей пропаганды. Абсолютно все, то есть не только по арифметике, но и по русскому, и по окружающему миру, и по родному слову. И особую силу это их свойство имеет в начальной школе, когда у ребенка закладываются основы мировоззрения.

Что касается арифметики, то с помощью задач необходимо устроить детям виртуальную экскурсию по всем видам деятельности, которая может ожидать их в будущем.

Будущие хозяева должны понимать, как складывается зарплата у представителей разных профессий. Какие расходы ожидают каждого собственника по поддержанию его хозяйства и на его развитие. Он должен не трудодни подсчитывать и не отработанные часы, а деньги – сколько потратил и сколько заработал. Например:

«Плиточник оклеил плиткой пол в ванной комнате, площадью 5 кв.м, а также стены ванной, где площадь работы составила 16 кв.м. Сколько он заработал денег, если цена за 1 кв.м составляет 550 руб.?»

С помощью учебника арифметики необходимо ознакомить ребенка со всеми видами предпринимательской деятельности:

  • из сферы производства,
  • из сферы торговли,
  • из сферы услуг.

Каждая из них имеет свою специфику. Например, маленькая особенность из сферы производства: предприятия, на которых изготавливают товары, не являющимися скоропортящимися продуктами, выгоднее открывать вне городской черты.

«Владелец городской швейной фабрики платил за аренду помещения 95 тыс.руб. в месяц. После перевода производства в пригород у него стало уходить на аренду 44 тыс.руб., но при этом расходы на доставку продукции в магазин увеличились на 18 тыс.руб. На сколько сократились его ежемесячные расходы после переезда в пригород?»

Особенность сферы услуг: доходы бизнеса можно значительно увеличить с помощью каких-либо сопутствующих товаров.

«Владелец гимнастического зала установил в холле автомат по продаже кофе стоимостью 150 тыс.руб. Через сколько месяцев он окупится, если будет приносить прибыль 25 тыс.руб. в месяц? 30 тысяч рублей в месяц?»

Особенность сферы торговли – необходимость рекламы.

«Владелец интернет-магазина получает прибыль 9000 руб. в неделю. Когда он включает в интернете рекламу, у него уходит на это 300 руб. в неделю, но доходы увеличиваются на 3000 руб. Сколько денег он заработает за 4 недели со включенной рекламой?»

И этих особенностей великое множество, таких задач можно составить тысячи! Каждый предприниматель знает особенности своей деятельности и может поведать о них подрастающему поколению.

В другие задачи можно включить пропагандистские элементы. Например, о пользе высшего образования:

«Миша сразу после окончания школы устроился работать грузчиком на рынок с зарплатой 200 тыс. руб. за 1 год, а Сережа еще 5 лет учился в институте на инженера-конструктора и затем устроился работать по специальности с зарплатой 500 тыс. руб. за 1 год. За сколько лет Сережа заработает столько же денег, сколько Миша заработал за 5 лет?»

Необходимо включить социальную рекламу. Например, о вреде курения:

«В первые 3 года Борис выкуривал по 1 пачке сигарет в день стоимостью 90 рублей. В следующие два года он выкуривал по 2 пачке сигарет в день. Автомобиль какой стоимости он прокурил за эти 5 лет? Автомобиль какой стоимости прокурит Борис за следующие 10 лет, если сумеет удержаться в тех же пределах — 2 пачки в день?»

Ребенка нужно готовить к особенностям сельской жизни (кушать-то всем хочется). И в этом деле свободное творчество, когда ты сам выбираешь где, что и сколько ты будешь сажать и сам приобретаешь материалы для посадки, коренным образом отличается от работы на школьном участке, когда тебе вручают готовый саженец и вся твоя задача заключается в том, чтобы вкопать его в землю.

«Папа купил для сада 2 саженца яблонь, 3 саженца вишни, 4 саженца смородины и 4 саженца малины. Сколько стоила вся покупка, если один саженец плодового дерева стоит 350 руб., а саженец кустового растения 250 рублей?»

Ребенка необходимо готовить к тому, что в ближайшие годы грядет роботизация и многие виды профессий уже не будут востребованы – об этом его могут предупредить задачки про роботов. Ребенку необходимо рассказывать о самых перспективных видах деятельности – почти все они связаны со знанием компьютера.

«Девочка-художница в графическом редакторе нарисовала иллюстрацию и получила за нее 12 тыс. руб. А за следующую иллюстрацию получила на 3 тыс.руб. больше. Сколько всего денег она заработала?»

«Программист-фрилансер за одну неделю написал программу, за которую ему заплатили 37 тыс. руб. А в следующую неделю написал 3 небольших программы, и получил за каждую по 14 тыс. руб. Сколько заработал программист за 2 недели?»

Ему можно рассказать о новых возможностях, которые дарит интернет уже сейчас.

«1) Катя учит английский язык с учителем, у которого один урок стоит 420 рублей. Вера учит английский с носителем языка, у которого один урок стоит в 2 раза больше. Сколько стоит урок с носителем языка?

2) Дима ходит учить английский язык к репетитору, у которого один урок стоит 900 руб., а Сережа учит английский, не выходят из дома, с носителем языка по скайпу, у которого один урок стоит в 2 раза меньше. Каждый урок Сережа записывает и следующее занятие посвящает повторению пройденного — просматривает видеозапись. Во сколько обходится Сереже одно занятие английским языком?»

Вместо этого что мы видим в учебниках РКШ? Что-то совершенно несерьезное, «ни о чем».


РКШ, арифметика для 3 класса

Родное слово и православная культура

Это очень важное направление, его я вынесла на отдельную страничку.