Самая распространенная ошибка начинающих предпринимателей

Самая распространенная ошибка начинающих предпринимателей основана на очень устойчивом мифе, который настолько глубоко сидит в сознании наших граждан, что одной статьей ситуацию кардинально не изменишь. Я прекрасно понимаю, что большинство начинающих бизнесменов мне не поверит и упрямо будет наступать на эти роковые грабли.

Но я питаю надежду, что найдется хотя бы несколько человек, которые пусть и не поверят мне на слово, но проявят благоразумие и узнают по этому вопросу мнение опытных бизнесменов, с которыми они лично знакомы, и те, конечно, подтвердят каждое сказанное здесь слово. Только спрашивать нужно у реальных людей, которых вы знаете в реальной жизни, а не виртуальных троллей из соцсетей (у этих существ припасены личины на все случаи жизни).

А теперь к делу. Самая распространенная и самая ужасная ошибка заключается в том, что молодой предприниматель начинает свой бизнес вместе с родственником или другом. Совершенно не имеет значения кто он: папа, мама, брат, сестра, муж, жена, любовник, любовница, друг детства, лучший друг, с которым прошли огонь и воду, — любой из этих статусов означает крах бизнеса и крах отношений. Ужасный конец неизбежен – это совершенно точно, без вариантов. Это закон психологии!

Мы знаем о семейном бизнесе из художественных произведений, в связи с чем этот миф очень живуч. Я могу допустить, что в дореволюционные времена, когда наше общество было патриархальным, и дети по отношению к отцу мало чем отличались от слуг, такая форма бизнеса, как семейный, могла существовать и даже была вполне успешной (во главе с отцом семейства, разумеется, а не наоборот). Но не сегодня! Теперь социальные роли родителей и детей настолько изменились, что при попытке организовать семейный бизнес происходит смешение ролей.

Представьте ситуацию: глава бизнеса видит необходимость объяснить подчиненному в чем он неправ, а может даже наказать его за плохую работу. Но этот подчиненный каждую минуту помнит, что он – близкий родственник, и поэтому нельзя с ним так обращаться; на такое обращение он в отличие от просто подчиненного сильно обидится. Здесь происходит смешение ролей: роль подчиненного и роль родственника вступают в конфликт.

Такое же смешение ролей происходит и в отношении друзей. Если не хотите, чтобы вас предал лучший друг, начинайте бизнес без него.

Неблагоразумным людям, которые не верят, что такое возможно (потому что у него «самый лучший друг, с которым можно идти в разведку», или «самая лучшая любимая, которая вообще неземное существо», или «самая любящая мать, роднее которой вообще никого не может быть») я могу лишь сказать: когда у вас начнутся непримиримые разногласия, или когда вас самым жутким образом подставят, имейте мужество признать свою вину и не осуждать родственников и друзей. Вас же предупреждали! А вы не послушали — сами виноваты! Но и здесь можно найти плюсы — такой урок запомнится крепче.

bizn3

Как начинается малый бизнес? Обычно хороший специалист, увлеченный своим делом, в один прекрасный момент решает, что хватит работать на чужого дядю, пришла пора поработать на себя. Он открывает бизнес, и тот начинает быстро развиваться…

Да, компания обязательно будет развиваться! Предприниматель, чтобы выдержать конкуренцию, будет улучшать качество или количество, а может быть и то, и другое вместе, а также по возможности уменьшать себестоимость, и его детище обязательно будет развиваться. Если бизнес не развивается, то у него может быть небольшой период стагнации (застоя), а потом бизнес начнет умирать — это закон.

Исходя из этого, каждый бизнесмен должен понимать, что ему, вероятнее всего, довольно скоро придется нанимать на службу работников, потому что один он уже не будет справляться. И его должность внезапно превратится в административную. Ему, увлеченному определенной деятельностью, большую часть времени придется заниматься не любимым делом, а управлением, администрированием, организацией.

На этом этапе многие делают схожую ошибку: они опять же берут к себе на службу родственников или друзей. Очень часто родственники, видя ваш энтузиазм, сами предлагают бескорыстную помощь. Ни в коем случае не соглашайтесь на это! Держите всех родных и друзей как можно дальше от своего бизнеса!

Или наоборот, вы обращаетесь к кому-то из них с просьбой оказать услугу, ведь ему не сложно, он вам не чужой, а вы просто зашиваетесь с делами, которые множатся и множатся день ото дня. Рассуждаете при этом примерно так: «Зачем платить чужому человеку? Пусть лучше деньги останутся в семье. К тому же, посторонний человек ненадежен, он может обокрасть…» и т.п. Потом обращаетесь с еще одной просьбой (ведь у него так хорошо получилось), потом с еще одной, и… Ну, в общем, понимаете.

Далее необходимо познакомить вас с такими понятиями, как формальный лидер и неформальный лидер. Формальный лидер – это официально назначенный руководитель. В вашей организации формальный лидер – это вы сами (сами себя назначили начальником).
Неформальный лидер – это человек, которого выдвигает коллектив для отстаивания своих интересов. Обычно это душа компании, человек, который способен оказывать влияние на коллектив.

Начинающий бизнесмен нередко воображает, что сможет стать идеальным справедливым начальником, который будет лучшим другом своим подчиненным. Тем более, что как только он загорается энтузиазмом и становится предпринимателем, его соработники проникаются к нему симпатией и почтением, и явно хотят с ним дружить.

Нет, к сожалению, эта роль доступна только неформальному лидеру. Начальнику необходимо держать дистанцию — никаких совместных развлечений, даже если очень хочется! Начальник не может себе позволить такую роскошь, как дружба с подчиненными, иначе опять произойдет смешение ролей.

Начальнику время от времени приходится идти на непопулярные в народе меры: разъяснять работникам их обязанности, нерадивых наказывать (штрафовать, лишать премии или даже увольнять). По этой причине совместить в себе роли и формального лидера, и неформального невозможно.

Начальник и его подчиненные всегда находятся в двух противоборствующих лагерях. Начальник стремится к тому, чтобы его подчиненные побольше работали и при этом им приходилось бы поменьше платить; у работников прямо противоположные интересы: им хочется, чтобы им побольше платили, и при этом поменьше работать; — это закон предпринимательской деятельности.

bizn2

Если неформального лидера назначить начальником над его бывшими коллегами по цеху, они тут же проникнутся к нему страшной ненавистью, – проверено на многочисленных психологических экспериментах. Объяснение простое: их бывший соратник вдруг начинает «воевать» на стороне «врага». Поэтому, если ваша организация вырастет настолько, что вам потребуется начальник среднего звена, для этой цели лучше пригласите опытного специалиста со стороны.

Пользуясь случаем, упомяну о еще одной специфической сложности, которая порождена нашим советским прошлым. Если человек с советским мышлением становится предпринимателем, обычно он очень стесняется своего нового статуса. Глубоко в его сознании сидит убеждение, что организатор предприятия – это «буржуй-эксплуататор, который наживается на народном горе».

В то же самое время, впервые в жизни столкнувшись с неведомыми им прежде трудностями (аренда помещения, покупка и ремонт оборудования, реклама, кассовое обслуживание, налоги, отчисления в ПФР и в ФСС, пожарная безопасность и еще многое-многое другое) он испытывает обиду, что обыватели-то не понимают, сколько ему приходится трудиться (круглые сутки!), какой груз ответственности на нем лежит (денежные обязательства перед другими людьми), сколько рисков он должен просчитать, чтобы его предприятие было успешным.

bizn1

А предприятие должно быть успешным, предприятие обязательно должно приносить хорошую прибыль. Но бывшие совочки стыдятся прибыли. Они даже стыдятся понятия «коммерческое предприятие». В их сознание очень глубоко вбили убеждение, что каждое предприятие должно работать на пользу всего народа (и вот с этим я полностью согласна!), но в понимании совочков в получении достойной оплаты за свой труд есть что-то позорное.

Таким людям необходимо уяснить, что дело здесь даже не в личных доходах бизнесмена. Большую часть своих доходов благоразумный предприниматель все равно будет вкладывать в развитие бизнеса, тут все просто: если компания после периода самоокупаемости не начинает приносить прибыль, она не может развиваться. А если она не развивается, то, как мы уже говорили, она умирает. Поэтому приходится определяться: вам шашечки или ехать.