ik53

Семейное образование

На вопросы отвечает Мария Руткаускас

— C чего вы начали ваше семейное образование? Не страшно ли вам было?

— Было страшно, очень страшно. Думала, что я не справлюсь. Хотя я по образованию учитель начальных классов, социальный педагог-психолог и учитель английского языка. Вроде бы сам Бог велел… Но боялась очень, так как по своим специальностям ни разу не работала! Была лишь преддипломная практика.

Я наверное замучила в ВК всех мамочек-семейников! Я у всех спрашивала, как они справляются, получается ли у них? Все как один мне отвечали: «Не бойся, получиться на все 100%!» Затем я взяла учебники ФГОС и стала просматривать программу за 1 класс, и поняла, что сложного нет ничего. Так я сделала первый шаг к образованию.

— Почему я выбрала советские учебники?

— Наверное, интуитивно. Я когда просматривала современные учебники, была в «шоке», если мягко сказать, от построения учебника, от картинок, от заданий. Я понимала, что с ними что-то не то. Я понимала, что я ни за что не хочу по такой макулатуре учить своего ребенка. Единственное, не могла понять, почему меня такие учебники не устраивают. И вдруг подумала: дай-ка я сравню их с советскими учебниками. И тут понеслось….

Здесь вы можете увидеть разбор букварей, которые я сделала самостоятельно: «Почему я выбрала советские учебники?» Я разбирала также и русский язык, и математику, и чтение (в группе уже не стала выкладывать).

— Как мои родные отреагировали на решение учиться дома?

— Наш папа первый, кто сказал: «Вон из школы». А вот мои родители, а точнее моя мама, была в шоке. Она меня мучила несколько недель тем, что бедный ребенок… как же без детей, я не смогу отучить её (даже не обращала внимания на мое образование), что школа нужна, и у меня в голове какие-то глупости, о ребенке думать нужно прежде всего, и т.д.

Сначала я пыталась ей объяснить, что именно из-за школы я её и забрала, но поняла, что это бесполезно. И тогда пошла другим путем. Я сказала своей маме: «Мама, давай так, изучи, пожалуйста, сама все «за» и «против» по поводу школы и семейного образования. Тогда мы с тобой сможем полноценно подискуссировать, и, если ты сможешь мне аргументированно объяснить, что я не права, мы вернемся в школу». Всё, на этом все наши разногласия закончились.

Я поняла, что бесполезно кому-то что-то объяснять, если человек не владеет информацией. И если кто-то начинает мне тоже самое говорить, я говорю, что доказывать свою правоту не буду, что сами изучите информацию, а потом мы с вами и поговорим.

— А как же социум?

— А никак! Мы не циклимся по этому поводу. Дочка у меня очень общительная, и познакомиться с кем-то или пообщаться для неё не проблема вообще.

Приведу пример из нашей жизни. Недавно мы ездили в гости к мамочке, у которой сын тоже на семейном образовании в 4 классе учится. Дети сразу нашли общий язык и играли пока мы не поехали домой. И приехала ещё мамочка, у неё сын тоже в 4 классе, но в школе. Он, прежде чем начал играть с нашими детьми, простоял около 2-х часов у стены. Почему он это делал нам так и не объяснил. Только спустя это время он начал с нашими детьми играть. Случайно ли это? Может это влияние школы? Не могу утверждать, но результат налицо.

— Как школа отнеслась к вашей форме обучения?

— Никак. Когда мы ушли из школы, забрав все документы, мы учились и ни к какой школе не были прикреплены. Я не считала нужным бежать в школу оформлять ребенка на СО, потому что понимала, что придется всем доказывать «что ты не верблюд». Я считала важней обучение ребенка, чем галочка для системы.

А в конце декабря мы обратились в ЦОДИВ, вот ссылка на сайт codiv.ru. Сказали, что учимся дома, что практически уже прошли обучение, и что нам нужна будет аттестация. Кстати, они работают с любым регионом. Они нам выставили счет за аттестацию, мы его оплатили. И на сегодняшний день (11 февраля 2016) мы уже окончили 1 класс.

— Как вы сдаете аттестацию?

— Мы сдали аттестация за 1 класс через ЦОДИВ codiv.ru. Аттестация проходит в формате он-лайн в виде тестирования. Если честно, то тестирование простое, сложностей не составляет.[1]

Ну вот наверное и всё. Если есть вопросы, на которые вы не получили ответа, то пишите мне. Надеюсь, мои ответы вам хоть как-то помогли.

Источник.

Планирование учебы по советским учебникам
за 1 класс согласно ФГОС

I. Математика.

Математика 1 класс Моро М.И. 2015 & Арифметика 1 класс Пчелко А.С. 1959.

1) Первое что я сделала, посмотрела содержание учебника Математика 1 класс Моро по ФГОСу, выписала темы в левую колонку с ссылками на страницы в учебнике.

2) Просмотрела сам учебник, чтобы понять логику подачи материала и понять, есть ли повторяющиеся темы.

3) По учебнику Арифметика 1 класс Пчелко также выписала содержание тем согласно ФГОСу в правую колонку напротив левой колонки с ссылками на страницы в учебнике. Выписала для того, чтобы понять чего не хватает по сегодняшней программе.

4) Разобрав учебники, поняла, что сегодняшняя программа ФГОС – это всего лишь получебника Пчелко 1 класс.

5) ВЫВОД или по-другому планирование:
Берём спокойно учебник Арифметика 1 класс Пчелко и изучаем материал полностью до темы «Умножение на 2». И включаем темы из ФГОС такие как:

  • ломанная линия;
  • уравнение;
  • слагаемое, слагаемое, сумма;
  • уменьшаемое, вычитаемое, разность — их в советском учебнике нет.

На эти темы я тратила по 1 уроку на изучение, а потом просто периодически к ним возвращались в виде заданий.

II. Русский язык.

Русский язык 1 класс Канакина В.П., Горецкий 2013 & Русский язык 1 класс Закожурникова М.Л. 1965.

Здесь учеба шла согласно ФГОСу, единственное, я полностью исключила фонетику, которая присутствует в сегодняшней программе на протяжении всего учебника, хотя темы соответствуют Русскому языку Закожурниковой, но изучаются через фонетику.

Я увидела, что на сегодняшний день фонетика является главней в изучении русского языка, чем грамматика. У Закожурниковой же наоборот. А когда я прослушала лекцию кандидата психологических наук, доцента Ясюковой Л.А , то приняла решение не изучать вообще фонетику, по крайне мере пока не изучать. Лекцию Ясюковой Л.А. послушать можете здесь.

Это было моё личное решение так обучать ребенка, так как мы прикреплены к школе удаленно и сами учимся, нас не контролируют.

А теперь о планировании:
Я полностью учила дочь по учебнику Закожурниковой М.Л. т.к. ФГОС соответствует, но только во ФГОСе грамматика подаётся очень слабо, а в советском учебнике сильно. Единственное, мы убрали из изучения несколько словарных слов, которые не соответствуют сегодняшнему миру.

III. Литературное чтение.

Литературное чтение 1 класс Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. 2011 & Родная речь 1 класс Соловьева Е.Е. 1963.

Вернемся к ФГОСу — по моему мнению, программа по литературному чтению построена отвратительно. Почему? Нет логики, нет связи подаваемого материала, одна и та же тема разбита и разбросана по всему учебнику.

Например, тема «Семья»: о маме говориться то в начале, то в конце учебника, — нет логики. А вот в советском учебнике эта тема прорабатывается очень хорошо и не за один урок. Можно много примеров привести. Поэтому мы не следовали ФГОСу, а работали исключительно по Родной речи. Некоторые темы мы исключали, например, раздел о Ленине.

Хочу сказать, что учу своего ребенка согласно убеждениям своей семьи. Если вижу, что ФГОС не дает никакого нравственного воспитания, не дает знаний и умений, несет в себе информацию потребления, агрессии и т.д., то я не следую такому ФГОСу.

IV. Окружающий мир.

Не изучала ФГОС, вернее, посмотрела учебник и поняла, что не буду даже прикасаться к такому Окружающему миру. Поэтому в 1 классе Окружающего мира как предмет не было.

Но всё же, чтобы себя успокоить, мы просто на сайте interneturok.ru в разделе 1 класс, Окружающий мир, с дочкой прошли все тесты, которые были после каждого урока. Т.е сразу брали тесты и отвечали на вопросы. Нам понадобилось 4 дня, по времени от 20 до 45 минут, чтобы пройти все тесты по всем темам.

Вывод: моя дочка уже имеет знания по этому предмету, по крайне мере за 1 класс, да ваш ребенок тоже. Конечно, было несколько моментов, которые мы не знали, но мы тут же на месте разбирали темы и отвечали на вопросы. Получается, что незачем тратить столько времени, по моему мнению, на этот бездарный предмет. Не вижу смысла. А предмет «Природоведение», конечно же, будем изучать со 2 класса, но только по советским учебникам, не следуя никаким ФГОСам.[2]

Источник.

P.S. Возможно, кого-то из родителей интересует планирование учебы по советским учебникам на следующие классы: 2-й, 3-й и т.д. Но в этом нет необходимости, если вы учитесь по советским учебникам, поскольку советская программа обучения гораздо сильнее современной.
Благодарим Марию Руткаускас за предоставленную подборку — «Библиотека учебников».


[1] В ЦОДИВ аттестация платная. Если хотите сэкономить, можете проходить аттестацию в школе по месту жительства совершенно бесплатно.

[2] Примечание от кумушки: мы с дочерью просмотрели несколько видеоуроков по Окружающему миру на сайте interneturok.ru, и нам они понравились. Уроки короткие, материал изложен в доступной форме, снабжен иллюстрациями, а главное, предлагаемая информация (большая ее часть) является совсем не лишней для жизни современного человека.