2kumushki.ru

«Шрек» — фильм о семейных ценностях

Несколько лет назад в сети появились критические рецензии на мультфильм «Шрек». По-видимому, писали их люди образованные, но очень молодые (студенты?), т.е. те, кто уже много знает о жизни в теории, но пока еще очень мало на практике. Какими только понятиями они не оперируют! И про неврозы вспомнили, и про маскулинность, и про сошествие Христа во ад…

В попытках разгадать «глубинный смысл сказки», найти в чем тут подвох, в чем вред для детей, они явно перемудрили. А ларчик просто открывался. Мультфильм «Шрек» изначально был предназначен НЕ для детей, поскольку в нем присутствует юмор на совсем не детские темы, кроме того черный юмор, и в небольшом количестве такой американский художественный прием, как туалетный юмор.

Тем не менее, я люблю этот фильм, потому что он о семейных ценностях. Критики ошиблись в самом главном – в определении. Они определили «Шрека» как сказку-перевертыш, тогда как это сказка-пародия.

Критики решили, что в фильме «Шрек» высмеиваются народные сказки, и это почти правда. Полная же правда заключается в том, что в фильме высмеиваются Диснеевские мультики, которые в свою очередь ставились по всем известным сказкам. В одном из интервью создатели «Шрека» признались, что «перед выходом в прокат их юристы тщательно изучили все кадры, чтобы избежать возможных судебных исков от компании Диснея, поскольку фильм содержит в себе много отсылок и прямых насмешек над Диснеевским продуктом». Об этом здесь:

12 доказательств того, что «Шрек» далеко не детский мультик

7 моментов из «Шрека», которые могли заметить только испорченне взрослые

Отзыв с Кинопоиска:

«Создатели его постарались намеренно противопоставить героев своей истории сверхдобрым и сентиментальным Диснеевским сказкам, полным имбецильно веселых или столь же грустных паточных персонажей, танцующих деревьев и поющих чайников, лишенных каких-либо намеков на реальность и совершенно выхолощенных с точки зрения морали, этики и т.п.».

 
А теперь к самому фильму. В главном герое критики увидели только отрицательные черты, и здесь очень кстати придется мораль этого фильма: не стоит судить по внешности, внешность бывает обманчива. Гораздо важнее – душа. «Шрек» — это фильм про существо, на лицо ужасное, доброе внутри.

Критиков отталкивает не только неприятный вид Шрека, но и его непривычный образ жизни, а ведь Шрек с самого начала представлен, как существо вполне социальное (хотя и со своими особенностями): Шрек принимает душ и ванну, чистит зубы, за столом пользуется ножом и вилкой, в его холостяцкой квартире чисто прибрано и уютно.

Кстати, главные герои фильма не курят, не увлекаются спиртными напитками, не употребляют наркотики, т.е. ведут здоровый образ жизни. И такой немаловажный факт: всех женщин в фильме мы видим исключительно в длинных платьях, т.е. в традиционной женской одежде.

Сам Шрек совершенно не заботится о том, какое впечатление он производит на окружающих, и в этом его большой плюс, — он свободен от людского мнения, в нем полностью отсутствует такие неприятные качества, как человекоугодие и лицемерие.

С помощью его антипода, — Принца Прекрасного, — авторы высмеивают инфантильность сегодняшних молодых людей, чьи жизненные проблемы решают их мамочки. Также здесь высмеивают метросексуалов, много думающих о красе ногтей, о красе прически и чрезмерно озабоченных запахом изо рта.

18

Не случайно для озвучивания роли сладенького принца создателями мультика был выбран Руперт Эверетт – актер, публично объявивший о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

ru

Естественно, в народных сказках вы таких мотивов не найдете, — гомосексуальность и метросексуальность простому народу были не свойственны, эти явления произрастали исключительно в среде развращенной аристократии; и лишь в последние десятилетия с помощью СМИ их внедрили во все слои общества. Однако, до сих пор в народе бытует мнение, что мужчине достаточно быть чуть красивее обезьяны.

13

Именно такие изменения в «Шреке», намазавшего губы блеском «с вишневым вкусом» и посылающего в толпу поклонников воздушные поцелуи, убеждают Фиону, что это не тот Шрек, которого она полюбила. В мультике это выглядит прикольно, а вы (обращаюсь к женщинам) только представьте себе, что такими манерами всерьез обзавелся ваш муж. Полагаю, большинство точно так же, как Фиона, решат: «Он лишился разума!»

В 3-й серии высмеивается также педиковатость парикмахера, готовящего Шрека к выходу на публику в качестве и.о.короля.

07

Естественно, высмеивается лишь намеками, поскольку сегодня в «толерантной» Америке сказать что-либо против геев чревато тюремным заключением. Но по взгляду Шрека нам совершенно ясно, как он, «настоящий мужик», относится к подобным типам.

Критики почему-то убеждены, что мультфильм пропагандирует эгоизм и расчетливость. Я же вижу, что эти качества в мультфильме наоборот высмеиваются. Например, отрицательному герою Принцу Прекрасному нет никакого дела до Фионы, до ее внутреннего мира, его интересует только ее королевство. А лорд Фаркуад хотя и испытывает к Фионе некоторый интерес (сексуальное влечение), главное же, что его интересует – это ее статус принцессы, а никак не ее душа.

Шрек диаметрально отличается от своих соперников: он равнодушен к материальным богатствам и к власти, ему нужна только Фиона (и не обязательно в красивом обличье). Богатство и власть Шреку не только не нужны, он видит в них одни лишь хлопоты! Как сказал Гоша в фильме «Москва слезам не верит», не все хотят быть руководителями. И здесь есть хороший воспитательный аспект: в сказках о прекрасных принцах и принцессах почему-то никогда не сообщается, что любое руководство подразумевает тяжелый труд, непрекращающиеся заботы и груз ответственности. Кому-то приходится узнать об этом уже по факту.

«Шрек» был бы полезен сегодняшним девушкам на выданье, воспитанным на тезисе «Ты этого достойна» и ожидающим принца на белом «Мерседесе».

09

Им приходится ждать его сначала до зрелого, а потом и до перезрелого возраста, пока они не осознают, наконец, что слово «принц» вовсе не означает «хороший муж», и лучше бы им обратить внимание на ребят попроще.

Во 2-й серии, когда Шрек принимает человеческий облик, а Ослик превращается в коня, мы замечаем, что они по сути не изменились. Мы видим другие оболочки, но сами по себе оба остаются такими же, как были.

14

Поэтому и возвращение в их привычный образ нам не кажется чем-то ужасным. А разве не то же самое происходит в реальной жизни, когда люди стареют, и красота с каждым годом все более увядает? Что при этом меняется? Только оболочка!

В одной критической статье почему-то утверждается, что Фиона полюбила Шрека не за силу и доблесть, а за то, что он «родственная раса». Звучит странно, ведь именно Шрек вызволил Фиону из заточения в башне, — он сделал то, что не удавалось до него ни одному рыцарю. И не удалось бы даже и Принцу Прекрасному — об этом 4-й фильм, где показывается альтернативная реальность.

Обратите внимание на момент, когда Шрек уже вызволил принцессу и благополучно мог бы убежать с нею из замка, оставив Ослика на съедение Дракона.

19

Шрек поступает здесь как настоящий мужчина: он отправляется спасать друга, рискуя собственной жизнью. И никаких рыночных сделок, которые пытались отыскать критики, здесь нет, это настоящий подвиг.

08

В фильме высмеивается такое современное явление, как феминизм, но Шрек, как настоящий мужчина, феминистские замашки быстро пресекает: «Я не посыльный, девочка, ясно? Я разносчик, милая!»

«Мужское» же поведение Фионы, которое критики усмотрели в сцене с лесными разбойниками, — это всего лишь отсылка к культовому фильму «Матрица». В «Шреке» много таких отсылок, поэтому и аристотелевскую радость узнавания здесь могут испытать лишь люди, видевшие большинство знаменитых голливудских картин. С их кратким перечнем можно ознакомиться здесь:

19 интересных остылок и пародий в мультфильме «Шрек».

От себя добавлю про сцену, которая отсутствует в списке. Возмутившее критиков валяние в грязи является отсылкой к фильму про Бриджит Джонс.

12
11

Во 2-м фильме Шрек благоразумно пытается отговорить Фиону от поездки к родителям, понимая, что ни к чему хорошему это не приведет. Однако, оказавшись уже на месте и осознав, что его худшие опасения оправдались, что он делает? Трусливо сбегает как Ослик? Набрасывается на жену с упреками, «Я же говорил»? Нет, первое что он делает — берет Фиону под свою защиту: берет ее за руку и идет навстречу самому худшему, готовый защищать жену, и бороться за свою семью. Кто-то из современных молодых мужей в подобной ситуации вполне может сказать: «Сама заварила кашу, сама и расхлебывай».

Почему я делаю такой акцент на этом маленьком эпизоде? Потому что здесь проявляется ключевой вопрос – вопрос ответственности. И не только ответственности за себя, за свои поступки, но и ответственности за семью. Кому интересно, подробнее об этом в книге И.Шугаева «Один раз на всю жизнь», беседа 9 «Кто глава семьи?».

Шрек и Фиона являют нам образец настоящей любви, где каждый из супругов готов на жертвы ради счастья другого. Чтобы Фиона была счастлива, Шрек готов отказаться не только от привычного образа жизни, но даже от самой Фионы. Эта пара являет нам также образец верности: для Фионы не существует других мужчин, кроме Шрека, а для Шрека не существует других женщин, кроме Фионы. Располневшая, беременная, в домашнем халате она остается для него единственным и самым дорогим на свете существом.

В фильме развенчивается еще одна иллюзия современных девушек. Многие сейчас воображают, что любимый обязательно будет в восторге от известия о беременности. В действительности же большинство молодых людей думают о детях, как о чем-то предстоящим им в далеком-далеком будущем, поэтому такому известию вскоре после свадьбы они оказываются не рады. Радость отцовства кто-то начинает испытывать уже после рождения ребенка, но первая негативная реакция будущего папы приводит женщин к разочарованию.

В мультфильме показана реальная жизненная ситуация, когда Шрек, поначалу испугавшийся ответственности, в итоге превращается в любящего отца, нежно заботящегося о своих детях. «Не вставай, я сам!», — значение этой фразы в полной мере способны понять только те, у кого есть маленькие дети.

Фильм дает зрителям прекрасный пример заботливого отношения к супруге. После каждой неприятности Шрек в первую очередь интересуется у Фионы: «Ты в порядке, дорогая?» Это чисто американский стиль обращения, и для жителей нашей страны, пережившей 70 лет советской власти, он звучит непривычно, ведь советские люди воспитывались на тезисе, что главное – это счастье народа в светлом будущем, а своим настоящим и своими близкими людьми (товарищами по «экономической ячейке общества») ради этого можно и пренебречь.

Сегодняшние поколения нашей страны во времена своего детства не имели счастья наблюдать за родителями, столь нежно заботящимися друг о друге, у них нет такого примера в их жизненном опыте. А раз нет примера, он и не воспроизводится теперь (нечему воспроизводиться), и это несмотря на то, что современная идеология уже не только не запрещает, но даже предписывает человеку заботиться о своем личном счастье. Согласитесь, что такое обращение, как «дорогая» у нас имеет ярко выраженный насмешливый оттенок, и используется только в анекдотах. Приятно посмотреть на такой стиль общения хотя бы в фильмах.

В критической статье приводится в пример избалованный мальчик из 4-й серии. По мнению автора, мальчик в мультике не подвергается никакому осуждению, а это есть «воспевание аморальности».

10

На мой же взгляд в сцене с избалованным мальчиком как раз наоборот высмеивается вседозволенность в воспитании детей, — настолько отвратительно выглядит мальчик и его манера обращения с отцом.

Также мне странно, что критики увидели основной смысл 4-й серии в очеловечивании Шрека и в его «гражданской позиции». На мой же взгляд этот фильм вовсе не про революции, он целиком про семейные ценности, но опять же, в полной мере понять это могут только семейные люди, имеющие нескольких детей младенческого возраста. Кто не проходил такую школу жизни, не способен понять, что из себя представляет жизнь молодых родителей.

16

Поэтому 4-й фильм предназначен не только не для детей, но даже и не для беспечной молодежи, он для людей семейных, точнее для мужей, придавленных грузом забот и переставших ценить те жертвы, на которые пошли их жены, когда-то отказавшись от блестящей карьеры ради семьи.

Есть анекдот про Сократа, где друг спросил у него, жениться ему или не жениться. Сократ ответил: «Делай, что хочешь, — все равно пожалеешь» (и эта фраза совершенно справедлива, если учитывать, что Сократ жил в дохристианские времена). 4-й фильм дает возможность далеким от христианства женатым мужчинам по-новому взглянуть на свои достижения на семейном поприще.

В 4-м фильме я вижу и более глубокий смысл: все эти сражения угнетаемых меньшинств «за свободу и за огров во всем мире» происходят при обязательном разрушении семьи. Пока у Фионы была семья, она была занята делом, но в альтернативной реальности, где ей не удается реализовать себя в качестве жены и матери, ее феминистические черты начинают преобладать, и она становится ни много, ни мало — предводительницей сопротивления! И весьма символично, что по сюжету фильма для победы над злом в лице Румпельштильцхена ей вовсе не нужно было совершать революций, ей нужно было всего лишь восстановить естественный порядок: из воина превратиться в женщину.

21

Обратите внимание, в 4-м фильме показана дискотека в ночном клубе во дворце, и это мероприятие, где ведьмы беснуются на танцполе, а Румпельштильцхен блаженствует в VIP-зоне, представлено в фильме как олицетворение зла. Нет никаких сомнений по поводу того, на чьей стороне здесь симпатии создателей мультфильма.

22

Удивительно, но критики увидели положительные мотивы 4-го фильма в том, что у Шрека здесь будто бы появилась «гражданская позиция», якобы Шрек становится революционером, жертвует собой «в борьбе с монархом-поработителем». В действительности же на протяжении всего фильма Шрек совершенно не заботится об успехе революции. Понимая всю ее бессмысленность, он думает только о том, как поцеловать Фиону, чтобы вернуть прежнюю идиллию. И жертвует собой он вовсе не ради «борьбы с монархом-поработителем», а только ради Фионы и новых друзей, — чтобы спасти их жизни (справедливости ради надо признать, что в действительности терять ему было уже нечего, по сюжету фильма он и так был обречен).

17

Если подытожить, все фильмы про Шрека продвигают семейные ценности, но имеют ограничения по возрасту. История Шрека – это история любви и преданности, история счастливой семейной жизни.

P.S. Я вспомнила о «Шреке», когда решила немного подтянуть английский. Конечно, ради иностранного языка можно смотреть и слушать какие-то новости, ведь у профессиональных дикторов хорошая дикция и правильная речь, но помимо официально-делового стиля имеет значение и разговорная лексика.

В фильмах и сериалах разговоров достаточно, но теперь почти во всех фильмах пишут чистовой звук, а новичку распознать иностранную речь с шумами довольно сложно. Но главный недостаток современных фильмов и сериалов в том, что они омерзительны (не знаю, кому как, но я не могу это смотреть, пробовала — не выдерживаю).

«Шрек» является приятным исключением: по выражению А.Митта, я вполне могу идентифицировать себя с главными героями (А.Митта «Кино между адом и раем»). Тематика мультфильма довольно простая, никаких заумных фраз в нем нет, и бонусом идет такое приятное дополнение, как шутки, построенные на непереводимой игре слов. Озвучивался фильм талантливыми актерами в звукозаписывающей студии, т.е. в нем отсутствуют лишние шумы. И, между прочим, мультфильм переведен на многие языки, поэтому с его помощью можно осваивать не только английский.