2kumushki.ru

vk  YouTube
Выражаю благодарность всем родителям, которые своими замечаниями помогают в написании статей.

Ведем ребенка к врачу

Когда маленькому ребенку предстоит какая-то болезненная процедура, например, у него берут кровь на анализ, или вы идете к стоматологу, с этим могут возникнуть определенные сложности. И величина этих сложностей напрямую зависит от родителя.

Некоторые родители уже на пути к врачу начинают «утешать» ребенка, а потом и в очереди продолжают «делиться опытом», рассказывая, что укол – это «совсем не больно», «как комарик укусил», «раз и все»… Я убеждена, что этот стиль поведения неправильный!

Когда вы разговариваете с ребенком о предстоящей боли, вы таким образом нисколько его не утешаете. Если ему уже делали уколы, и он знает, что это больно, он теперь не поверит вам. Своими разговорами о предстоящей процедуре вы только увеличиваете для него стресс. Однажды я была свидетельницей того, как мама с помощью «утешений» умудрилась довести до слез довольно большую девочку – школьницу лет десяти. Изначально девочка была совершенно спокойной, но пока они сидели в очереди, мама так активно убеждала дочь, что «будет совсем не больно», что та, наконец, догадалась: будет очень больно, – и заплакала (после этого мать начала стыдить ее за то, что она, такая большая девочка, плачет).

Вы и сами, конечно, замечали, что ожидание неприятности бывает томительнее и неприятнее, чем сама неприятность; и ожидание боли в большинстве случаев является большим стрессом, чем сама боль. Укол длится мгновенье, а ожидании исчисляется не только минутами, но порой часами.

v2

Поэтому в данном случае задача родителя не акцентировать внимание ребенка на предстоящей боли, а наоборот отвлекать его от тягостных мыслей. Нет, обманывать его не надо. Если вы дорожите его доверием, то на вопрос «куда мы идем?» лучше честно ответить, что вы идете к врачу сделать то-то и то-то. И больше об этом не говорить, а все дальнейшие разговоры, которые начинает ребенок, стараться переводить на другие темы, шутить и веселить его.

Можно даже пообещать малышу, что после посещения врача вы сделаете ему какой-то сюрприз, например, купите небольшую шоколадку. Сладкое – это всегда хорошее утешение для маленького ребенка, и само ожидание сладкого его тоже поддерживает. Впрочем, вы лучше знаете своего ребенка, и лучше знаете, какая награда будет для него значимой и безопасной для здоровья.

Сидя в очереди, чтобы отвлечь ребенка, можно дать ему порисовать, – даже если вы забыли подготовиться, скорее всего, в сумке у вас найдется ручка и листочек. Также можно использовать это время для полезных занятий: изучать буквы, учиться читать, — для этого тоже вполне достаточно ручки и листочка.

Если это очередь к стоматологу, и из кабинета доносятся душераздирающие крики других малышей, впечатлительный ребенок может всерьез испугаться и даже начать плакать. Поэтому очередь к стоматологу – это тот исключительный случай, когда я позволяю ребенку поиграть в моем телефоне. Разумеется, телефон сразу поглощает всё внимание ребенка — всё, он больше ни о чем не думает!

v3

В кабинете стоматолога от ребенка требуются определенные действия. Необходимо, чтобы он раскрыл рот, не кусал врача и, по возможности, не оглушал его своими криками. Если ребенок совсем маленький и не открывает рот, имеет смысл жестко напомнить ему, что обещанную шоколадку еще нужно заслужить, и что зубы обязательно нужно вылечить, потому что если их не вылечить, то они разболятся так сильно, что он вообще не сможет есть.

Если даже это не помогает, а зубы сильно запущены, их лечат под общим наркозом, но это вредно для организма, поэтому, если нужно вылечить всего один зуб, с согласия родителя и с его помощью врач может прибегнуть к другому средству, когда ребенку просто раскрывают рот с помощью специальных щипцов.

Во время лечения, маленький ребенок может пронзительно кричать (не столько от боли, сколько от страха), и тут остается только напоминать ему о награде, которая его ждет, и взывать к его совести: «Как ты себя ведешь?! Так нехорошо себя вести! Врач хочет тебе помочь, а ты кричишь!» И хотя на маленького ребенка словесные увещевания действуют слабо, все равно родителю стоит призывать его к тому, чтобы он не терял головы, призывать к контролю над собой. Пусть эти слова не подействуют сию секунду, тем не менее ему полезно получить оценку своих действий даже в такой экстремальной для него ситуации. Это и отрезвляет, и откладывается в сознании на будущее.

v4

Чего не следует делать в момент, когда происходит лечение, так это сюсюкать с ребенком и «жалеть» его, потому что такие действия немедленно вызовут в нем еще большую жалость к себе и еще большие слезы. Здесь лучше наоборот довольно холодно сказать ему: «Прекрати кричать! Зубы обязательно нужно вылечить, поэтому веди себя хорошо!» Холодный тон охлаждает пыл и заставляет собраться.

v5

После того, как все закончилось, можно выполнять любимые рекомендации всех сегодняшних психологов: и обнимать ребенка, и утешать его. Кроме того, ребенка обязательно нужно похвалить, сказать, что он молодец, все вытерпел, дал себя полечить, и больше у него болеть не будет. И, конечно, купить ему обещанную шоколадку.

v1

Кстати, это прекрасная возможность напомнить ребенку, как важно чистить зубы перед сном и полоскать рот после того, как поел сладкое.

Если ребенок все-таки кричал, можно слегка укорить его, сказать, что это было нехорошо, нужно было потерпеть, ведь врач хотел ему помочь, и чтоб в следующий раз он постарался вести себя лучше.

Укорить полезно, а вот стыдить, за то, что он не сдержался, плакал и кричал от боли, не следует. Стыдить нужно за плохие поступки в духовно-нравственном плане, которые совершены сознательно: когда ребенок проявляет непослушание, отказывается выполнять родительские требования, по-хамски с ними разговаривает или совершает какой-либо подлый поступок. А попытка пристыдить ребенка за то, что он не смог совладать с собой, скорее приведет к отрицательному результату, — вызовет в нем чувство унижения и обиды.

Если родитель будет соблюдать эти простые правила, ребенок очень скоро перестанет бояться походов к врачу.