Зачем учить, если можно нагуглить

Сегодняшние реформаторы образования и их служители утверждают, что с развитием интернета любые сведения можно нагуглить, а значит нет нужды осваивать пласты знаний, как это было прежде. По их мнению, сегодняшняя миссия школы – это научить детей находить нужные знания.

Однако, языки пока еще приходится учить, с этим никто не спорит, и мы с дочерью прилежно осваиваем тексты на английском. Дошли до темы «История Америки».

Я посмотрела видеоролик и поняла, что из этого простенького диалога моя дочь не сможет извлечь для себя никакой пользы, поскольку она не понимает, о чем там говорится. Вся перечисляемые в нем факты и личности для нее – пустой звук. Если она очень постарается, то, конечно, сможет заучить этот бессмысленный для нее набор звуков, а потом воспроизвести как попугай, но в понимании английской речи она от этого не продвинется.

Чтобы поправить ситуацию я взялась за поиски документальных фильмов об упоминаемых здесь президентах США (Вашингтоне, Линкольне, Кеннеди), а также о двух мировых войнах. Просмотрела эти фильмы сама и поняла, что и их она до конца не поймет. На моих глазах количество понятий, которыми ей нужно овладеть, разрасталось как снежный ком!

К фильму о Вашингтоне для полноты картины нужно рассказать, что это за великий праздник в Америке – 4 июля, к фильму о Линкольне – из-за чего произошла гражданская война 1861-1865 между Севером и Югом и как вообще в Америке появилось такое количество африканцев. А фильм о Кеннеди она поймет не до конца, если не объяснить ей значение слова «демократия», и что сегодня понимают под «либеральной демократией».

Тот же самый фильм о Кеннеди она поймет не до конца еще и потому, что перечисление университетов (Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд), ей также ни о чем не скажет. Тут нужно рассказывать про школы элит и формирование социальных связей с помощью Лиги плюща. А если в это углубляться, т.е. рассказывать о масонских организациях, в одной из которых состоял сам основатель США Вашингтон, то можно в такие дебри залезть, что на их изучение уйдет не один месяц.

Я сдалась и решила, что нет большой нужды бежать впереди паровоза, поэтому пока обойдусь тремя фильмами и самыми общими пояснениями на словах, а более подробно мы с ней пройдем в старших классах на уроках истории. Да, мы будем это изучать, даже если школьное образование окончательно… Э-э-э… Реформируют. Мы ведь на семейном обучении, поэтому можем позволить себе такую роскошь.

Как видите, в заявлении, будто теперь «учить ничего не нужно», присутствует лукавство. Общаться с необразованным человеком о чем-либо, кроме ближайших знакомых ему предметов, невозможно, — такой человек просто не поймет вашу речь, для него в ней будет слишком много непонятных (умных) слов.

derevo

Гуглить, конечно, можно, но люди гуглят то, что им интересно. Если у человека не сформирована картина мира, нет дерева знаний с разветвлениями по всем сферам нашей жизни, то его интересы будут вращаться в рамках очень ограниченных бытовых потребностей.

Кстати, именно на это жалуются многие русские эмигранты в Европе, — что им не о чем говорить с местными жителями, настолько примитивны и скучны обсуждаемые ими темы: погода, еда, деньги. Соответствующим образом ограничены и возможности таких людей как-то повлиять на происходящее вокруг них.

Но и в школах для простонародья, т.е. во всех наших средних общеобразовательных школах в сознание учеников насаждают сильно искаженную версию происходившего и происходящего. Поэтому гуглить человек, конечно, может (для этого много ума не нужно), вопрос лишь в том, что он будет гуглить? Каким тезисам он будет искать подтверждение? Это зависит от того, какое он получит образование.

putin
Лучезарная дельта в кремле

Поэтому родители сами должны заниматься образованием своих детей, а не надеяться на школу. Ни в коем случае нельзя пускать детей бесконтрольно шарить по интернету в надежде, что он там что-то полезное нагуглит и сам себя образует. Из переписки с подругой:

«У сына очень сложно проходит переходный возраст. После 9 класса он хочет уйти из школы . Хочет идти учиться на визажиста, так как считает, что это самое легкое, потому что вообще учиться не хочет. Хочет стать блогером, краситься на камеру, накачать губы и прочие части тела, удалить ребра, — в общем, зарабатывать деньги, шокируя публику… Главное, чтобы не работать. Я не знаю, что мне делать, — то ли смеяться, то ли плакать».

Моя подруга — очень интеллигентная женщина, и я видела ее сына, когда ему было 10 лет, тогда он показался мне совершенно нормальным ребенком (даже довольно милым), поэтому такие новости у меня с его образом никак не вязались. Но покопавшись в интернете, я выяснила, что даже столь дикие идеи, оказывается, уже подкреплены довольно стройной философией. А раз есть определенная философия, будут и последователи.

«Конечно, я с ним разговариваю, объясняю, но в 16 лет они уже не слушают родителей так, как в 10. А когда ему было 10, я не могла с ним общаться, я работала. И нужно было ограничивать доступ в интернет. Дети тех моих знакомых, кто так сделал, выросли толковыми, а я этого не сделала и вот результат — упустила ребенка».

Это еще одно подтверждение того, что нельзя детей отпускать в свободное плаванье по интернету. Подросток обязательно нагуглит что-нибудь очень токсичное для своей души и без раздумий наглотается подслащенного яду, — это же ребенок! Необходимо учить его разбираться в сегодняшних приемах манипуляции сознанием, как грибники учат новичков отличать съедобные грибы от поганок, и до поры, до времени ребенка без надзора в этот «лес» не пускать.

И это не так уж трудно, от вас требуется лишь немного решимости. Например, у нашей дочери кнопочный телефон, т.е. без доступа в интернет, и мы это сделали сознательно, а вовсе не потому, что не хватает денег. К ее компьютеру интернет мы также сознательно не подводим, а свой компьютер с интернетом я даю ей дозированно и иногда проверяю, что она смотрела, нажимая кнопочку «Показать всю историю».

Кстати, результаты этих проверок уже неоднократно подвигали меня к серьезным разговорам со своей дочерью «за жизнь», из которых я узнала много удивительного о том, что сегодня смотрят и слушают ее друзья-ровесники, а я в ответ поясняю ей для чего все это вводят в моду.

P.S. Комментарий студентки педагогического ВУЗа:

«"Сегодняшняя миссия школы – это научить детей находить нужные знания". Так этого мало, по ФГОСу ученики ещё и САМИ должны формулировать цель и задачи урока. А они смогут сказать, для чего им изучать что-то? Учитель тогда в таком случае зачем? Находить нужные знания… Добывать знания, как ещё говорят. Так досадно, что невольно я думаю: "А я тогда зачем нужна? Роль мебели исполнять?"»

Да, это входит в планы реформаторов: учителей от образования отстранить, заменить их на тьюторов. Тьютор — это такой инструктор, который будет помогать детям гуглить.