Наконец, остановимся на одной типичной ошибке родителей, которая мешает правильному воспитанию детей, мешает укреплению родительского авторитета, рушит родительскую власть. Много находится родителей, которые считают, что сначала нужно вырастить ребёнка, а уже потом заниматься его воспитанием, предъявлять к нему требования. «Что с него взять, он ещё маленький, ничего не понимает», — оправдывают такие родители своих детей. Это не так. С первых лет жизни ребёнка к нему можно и нужно предъявлять посильные требования, усложняя их вместе с его развитием. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите, как один и тот же маленький ребёнок нетерпимо плох в руках одного воспитателя и неузнаваемо хорош в руках другого.
Между двумя женщинами идёт оживлённый разговор. В это время трёхлетний Коля взбирается на стул, берёт со стола будильник и, усевшись в уголок, пытается крутить винт. Мать с тревогой смотрит на малыша, но отнять будильник не решается.
— Возьми у него будильник, испортит, — советует матери собеседница.
— Что вы, от него крика не оберешься, — возражает та.
Коля поднимает будильник над головкой и хочет его бросить… Мать срывается с места, хватает будильник и ставит его на стол. Коля «возмущен», он пронзительно кричит, ложится на пол и начинает бить ногами.
— Ну, что только за ребёнок, — говорит мать. — Не кричи, посмотри, что я тебе дам.
Коля усиливает крик, в дверях появляется отец.
— Это что? — спрашивает он и подходит к сыну. Крик обрывается, ножки Коли перестают стучать об пол.
— Встань, — спокойно, но властно говорит отец.
Коля сначала садится, укоризненно смотрит на мать, затем поднимается и, опустив голову, молча стоит перед отцом.
Отец отходит к столу, садится и начинает читать газету. Коля испытующе посматривает на доброе, но строгое лицо отца. Мать немного смущена, ей хочется приласкать Колю, но глаза мужа говорят: «Не смей…».
Вместе со своей приятельницей мать уходит в другую комнату. Разговор женщин не клеится, мать тревожно посматривает в сторону приоткрытой двери, прислушивается.
— Подожди, послушаю, — говорит она соебеседнице и тихо подходит к двери.
Отец по-прежнему читает газету и делает вид, что не замечает сына. Малыш чувствует себя виноватым. Он робко произносит:
— Папа, я больше не буду.
Отец как будто не слышит. Малыш, стараясь обратить внимание отца, осторожно дергает уголок газеты.
— Папа, ну, папа, не буду я больше, я хороший буду.
— Ну, не сердце, а камень, — шепчет мать, наблюдая эту сцену.
— Что, что ты сказал, Коля? — отрываясь от газеты, спрашивает отец.
— Я буду хороший, — повторяет Коля и в знак полного признания своей виновности кладет свою голову отцу на колени. Тяжелая, но ласковая рука отца опускается на нее. Счастливой улыбкой озаряется детское личико. Коля взбирается к отцу на колени, обнимает его за шею и целует.
— Помирились, — с облегчением произносит мать.
Дети с раннего возраста могут понимать и понимают те требования, которые предъявляют к ним родители.
Крик, слезы, топанье ногами дети применяют против тех родителей, которые не могут устоять перед ними. Если бы в комнату не вошел отец, мать вернула бы мальчику будильник, лишний раз убедив его в том, что для удовлетворения каприза необходимо кричать и плакать.

Нас спрашивают: «А что делать?» Проявите полное равнодушие к слезам и крику ребёнка один, два, три раза и понаблюдайте его реакцию. Сначала ваше равнодушие вызывает отчаянное сопротивление, крик будет еще сильнее или, не подчинив вас своей воле, ребёнок будет демонстрировать своё нежелание разговаривать. Не пытайтесь с ним заговорить: сначала он снова начнёт требовать своего, затем ваше продолжительное молчание вызовет крайнее его удивление; второй и третий раз ваш отказ встретит большее ожесточение. Не пугайтесь и этого. Ещё раз-другой продемонстрируйте ребёнку свою непреклонную волю, и он прекратит крик и слёзы и подчинится вашей воле, первый пойдет на примирение с вами
Спокойный, строгий, ровный тон в обращении с детьми рождает у них чувство любви, почтительности, веру и уважение к родителям. За этот спокойный, властный и ровный характер любит и уважает своего отца маленький Коля.
Уговоры, сюсюканье, крик, а затем шлёпанье детей, отчаянные возгласы родителей: «Ну что за ребёнок?», угрозы: «Вот подожди, дождёшься!», использование ремня — пагубно действуют на всякого ребёнка. «Воспитательные» переходы от сюсюканья к истерическим крикам, от уговора к ремню, а затем к слезам — свидетельство беспомощности, причина, порождающая непочтительность детей к родителям, выход из повиновения. Слёзы перед детьми — окончательное падение родительской власти. Слёзы не трогают детей, они утверждают их власть над родителями.
Александра Герасимовна Демина, директор 96-й школы г.Москвы)