2kumushki.ru

Авторитет родителей и его значение (часть 3)

Наконец, остановимся на одной типичной ошибке родителей, которая мешает правильному воспитанию детей, мешает укреплению родительского авторитета, рушит родительскую власть. Много находится родителей, которые считают, что сначала нужно вырастить ребёнка, а уже потом заниматься его воспитанием, предъявлять к нему требования. «Что с него взять, он ещё маленький, ничего не понимает», — оправдывают такие родители своих детей. Это не так. С первых лет жизни ребёнка к нему можно и нужно предъявлять посильные требования, усложняя их вместе с его развитием. Присмотритесь внимательнее, и вы увидите, как один и тот же маленький ребёнок нетерпимо плох в руках одного воспитателя и неузнаваемо хорош в руках другого.

Между двумя женщинами идёт оживлённый разговор. В это время трёхлетний Коля взбирается на стул, берёт со стола будильник и, усевшись в уголок, пытается крутить винт. Мать с тревогой смотрит на малыша, но отнять будильник не решается.

— Возьми у него будильник, испортит, — советует матери собеседница.

— Что вы, от него крика не оберешься, — возражает та.

Коля поднимает будильник над головкой и хочет его бросить… Мать срывается с места, хватает будильник и ставит его на стол. Коля «возмущен», он пронзительно кричит, ложится на пол и начинает бить ногами.

— Ну, что только за ребёнок, — говорит мать. — Не кричи, посмотри, что я тебе дам.

Коля усиливает крик, в дверях появляется отец.

— Это что? — спрашивает он и подходит к сыну. Крик обрывается, ножки Коли перестают стучать об пол.

— Встань, — спокойно, но властно говорит отец.

Коля сначала садится, укоризненно смотрит на мать, затем поднимается и, опустив голову, молча стоит перед отцом.

Отец отходит к столу, садится и начинает читать газету. Коля испытующе посматривает на доброе, но строгое лицо отца. Мать немного смущена, ей хочется приласкать Колю, но глаза мужа говорят: «Не смей…».

Вместе со своей приятельницей мать уходит в другую комнату. Разговор женщин не клеится, мать тревожно посматривает в сторону приоткрытой двери, прислушивается.

— Подожди, послушаю, — говорит она соебеседнице и тихо подходит к двери.

Отец по-прежнему читает газету и делает вид, что не замечает сына. Малыш чувствует себя виноватым. Он робко произносит:

— Папа, я больше не буду.

Отец как будто не слышит. Малыш, стараясь обратить внимание отца, осторожно дергает уголок газеты.

— Папа, ну, папа, не буду я больше, я хороший буду.

— Ну, не сердце, а камень, — шепчет мать, наблюдая эту сцену.

— Что, что ты сказал, Коля? — отрываясь от газеты, спрашивает отец.

— Я буду хороший, — повторяет Коля и в знак полного признания своей виновности кладет свою голову отцу на колени. Тяжелая, но ласковая рука отца опускается на нее. Счастливой улыбкой озаряется детское личико. Коля взбирается к отцу на колени, обнимает его за шею и целует.

— Помирились, — с облегчением произносит мать.

* * *

Дети с раннего возраста могут понимать и понимают те требования, которые предъявляют к ним родители.

Крик, слезы, топанье ногами дети применяют против тех родителей, которые не могут устоять перед ними. Если бы в комнату не вошел отец, мать вернула бы мальчику будильник, лишний раз убедив его в том, что для удовлетворения каприза необходимо кричать и плакать.

Нас спрашивают: «А что делать?» Проявите полное равнодушие к слезам и крику ребёнка один, два, три раза и понаблюдайте его реакцию. Сначала ваше равнодушие вызывает отчаянное сопротивление, крик будет еще сильнее или, не подчинив вас своей воле, ребёнок будет демонстрировать своё нежелание разговаривать. Не пытайтесь с ним заговорить: сначала он снова начнёт требовать своего, затем ваше продолжительное молчание вызовет крайнее его удивление; второй и третий раз ваш отказ встретит большее ожесточение. Не пугайтесь и этого. Ещё раз-другой продемонстрируйте ребёнку свою непреклонную волю, и он прекратит крик и слёзы и подчинится вашей воле, первый пойдет на примирение с вами

Спокойный, строгий, ровный тон в обращении с детьми рождает у них чувство любви, почтительности, веру и уважение к родителям. За этот спокойный, властный и ровный характер любит и уважает своего отца маленький Коля.

Уговоры, сюсюканье, крик, а затем шлёпанье детей, отчаянные возгласы родителей: «Ну что за ребёнок?», угрозы: «Вот подожди, дождёшься!», использование ремня — пагубно действуют на всякого ребёнка. «Воспитательные» переходы от сюсюканья к истерическим крикам, от уговора к ремню, а затем к слезам — свидетельство беспомощности, причина, порождающая непочтительность детей к родителям, выход из повиновения. Слёзы перед детьми — окончательное падение родительской власти. Слёзы не трогают детей, они утверждают их власть над родителями.

(Отрывок из книги «О воспитании школьника в семье», 1954,
Александра Герасимовна Демина, директор 96-й школы г.Москвы)