2kumushki.ru

Авторитет родителей и его значение (часть 4)

Дети хотят видеть в родителях своих друзей. Присмотритесь, какая большая потребность у ребенка делиться с вами своими впечатлениями, мыслями. И тот, кто близок к детям, кто понимает их внутренний мир, отвечает на их запросы, — перед тем всегда открыта детская душа, тот всегда знает мысли, чувства, чаяния своего ребёнка, всегда может предостеречь его от дурного влияния, своевременно предсказать, как поступить, какое принять решение.

Супруги Леонид Николаевич и Татьяна Петровна — счастливые родители, у них хорошие дети. Большая загрузка по работе не мешает отцу и матери ответственно относиться к воспитанию детей. Вот Татьяна Петровна занимается рукоделием; около нее пятилетняя Галочка, она «помогает» маме: то ниточки выдергивает, то кусочки материи собирает и складывает, то шерсть на клубочек мотает. Девочка убеждена, что без нее мама не справилась бы с этими делами. Любит Галочка «помогать» маме и на кухне.

— Я тоже буду мыть посуду, — говорит она.

— Мой, только чище, — разрешает мать.

Засучив рукавчики, Галя опускает руки в таз с водой и старательно моет тарелку. У Татьяны Петровны хватает и времени, и выдержки объяснить и показать дочери, как надо это делать.

Мальчиков — Володю и Серёжу — интересует ремонт и сборка радиоприёмников, дело, которым часто занимается по вечерам Леонид Николаевич. Он никогда не скажет своим мальчикам: «Уйдите, не мешайте!» Наоборот, он всегда найдёт, придумает дело и для них. Оба мальчика убеждены, что их папа — необыкновенный радист. Они с восторгом смотрят на его быстрые и ловкие руки, которые делают такие чудеса с испорченными приёмниками, собирают из отдельных частей новые.

Особенно гордятся Володя и Серёжа той популярностью, которой пользуется папа среди мальчиков их большого двора. К дяде Лёне идут все и за самой различной помощью: одни просят разъяснить схему приёмника, другие — дать пару винтиков или какую-нибудь деталь, третьи — испытать их приёмник. Удивительно, что папа всё может сделать; даже мальчики, которые учились в старших классах, приходили к папе за помощью по изготовлению физических приборов.

— Да гоните вы их, Леонид Николаевич, ведь ои вам, наверно, надоели, — часто можно было слышать от родителей «клиентов».

— Как же можно, они ходят по делам, очень нужным и полезным, — серьёзно отвечает Леонид Николаевич.

Следует отметить, что, как правило, консультация и всякая другая помощь проходили при участии обоих сыновей радиста. Они всем своим существом старались показать, что и они тут играют не последнюю роль.

Беседы супругов об их служебных делах и успехах вызывали мальчиков на разговор и о своих успехах в школе. Родители всегда были внимательны ко всему, о чём говорили дети. Но не только по рассказам детей они знали их школьную жизнь. Нет, отец и мать были частыми гостями в школе, часто они ходили в школу вместе.

А сколько они делали для школы! На каждый новогодний праздник Татьяна Петровна шила костюмы, руководила изготовлением самодельных игрушек, готовила подарки. Леонид Николаевич помогал как радиотехник. Никто из родителей не мог лучше него осветить новогоднюю ёлку, и он знал, что это именно его обязанность.

Весело проходили новогодние праздники и в семье Леонида Николаевича и Татьяны Петровны. Такого весёлого Деда Мороза, каким был их папа, мальчики нигде не видели. Приглашённые на ёлку дети никогда не узнавали дядю Лёню, даже Галочка, которой Серёжа под строгим секретом сообщал, что это папа, возмущённо заявляла: «Не говори глупости».

(Отрывок из книги «О воспитании школьника в семье», 1954,
Александра Герасимовна Демина, директор 96-й школы г.Москвы)