Храмова Надежда Григорьевна
Главная задача родителей
1:51 В педагогических училищах еще сохраняется обращенность к ученику, как к целостной личности, где ученик рассматривается не как существо, которое ничего не знает, а как маленькая личность, которая пока что-то не знает, но вот сейчас на моих глазах и с моей помощью он будет познавать мир, возрастать, и когда-то в нем расцветут те дары и таланты, которые в нем заложены.
6:06 Сейчас ложная установка, что главная задача дошкольного возраста — это подготовить ребенка к школе. А как подготовить? Если в школе учат читать и писать, значит, и детский сад или родители должны учить его считать, писать, читать? А ведь это детство! Потом с семилетнего возраста начинается отрочество, а детство самоценно само по себе, потому что именно в детстве закладывается фундамент характера, его эмоциональной сферы и больше того, — закладывается его волевая направленность.
7:12 Надо больше жить с детьми в природе, в делах, в отношениях, в играх. Сейчас кажется, что игра это несерьезно, хотя игра это ОЧЕНЬ серьезно. Без игры человек повзрослеть не может. Если ребенок находится в во взрослой среде и без игры со своими сверстниками, взросление не наступает.
7:48 В школе он будет учиться так, как он научился видеть, воображать, исполнять, соблюдать правила в игре, как он научился слушать старших. Целому комплексу навыков (не учебных!) ребенок должен научиться в детстве, ДО школы. А читать-писать – это дело школы.
Он и сам интересуется, но не это главная задача! А сейчас, к сожалению, у нас детей начинают именно натаскивать на школу, чтобы он тест прошел или еще что-то. И у ребенка наступает такая интеллектуальная дистонии, и у него мотивация к обучению падает и падает. И у нас сейчас первоклассники с очень низкой мотивацией к обучению идут в школу. Им уже сказали, что это очень страшно, школа – это что-то очень такое страшное, «ты должен сейчас научиться чему-то!»
9:33 Сохранить радость ощущения жизни! Задача детства – погрузить ребенка в саму жизнь, и чтобы он жил полноценно именно как дитя.
10:45 Природная психофизиологическая особенность «заключается в том, что ребенок, который не умеет трудиться, не сможет потом осваивать большие интеллектуальные пласты. Потому что волевая энергия (или жизненные силы), которые человеку даются, если она не управлена в трудовое действие, в канал трудолюбия, то ребенок будет начинать что-то по интересу, но, как только дело требует волевого усилия (мы все знаем, что интересное дело всегда приходит к тому периоду, где надо понудить себя)… А если у него нет этого навыка трудового усилия, то он будет все дела бросать.
А как раз распределение деятельностной активности, или вот такого волевого усилия, оно происходит именно в дошкольном возрасте, именно в этот период – до 7 лет. И если до 7 лет ребенок не научился делать не то, что хочется, а то, что надо… Вот это очень важное: надо – хочу, необходимо, полезно. И если ребенок не научится управлять свою жизненную силу, свою энергию в канал трудового усилия, то это грозит тем, что человек может вообще не освоить ни свои таланты, ни свои способности – он просто их не освоит».
12:42 «Как двумя словами сказать про человека хороший он или плохой? Говорят так: это человек трудолюбивый, благодарный, — всё, полная характеристика! Если человек нетрудолюбивый и неблагодарный – это тоже полная характеристика. Поэтому в нашей традиции умение трудиться всегда было очень позитивным фактором».
13:15 «Поэтому самообслуживание, уборка класса или еще что-то – это не просто экономия средств. Нет, это один из факторов трудового воспитания. Но когда ребенок находится в полной обслуге, он теряет радость, потому что… Русская пословица говорит: «Без труда и радости не бывает». Т.е. человек, который только развлекается, – это бесконечно депрессивный человек. Человек, который трудится, — это человек, который умеет радоваться».
14:51 «Конечно, за те качества характера, с которыми ребенок приходит в школу, ответственна семья. Трудолюбивый – не трудолюбивый. Он послушливый? Или непослушный? А если он не послушливый, значит, он не может учиться хорошо, потому что он не слышит инструкции, он не берет ее! Он добросердечный, или он конфликтный? Это значит его отношения в классе. Вот за это отвечает в основном семья. Но не только. Школа должна задавать нормы этих отношений, — они должны быть четко проговорены, четко обозначены! И здесь как раз и должно быть сотрудничество родителей и школы, т.е. семьи и школы».
16:00 «Готов ли ребенок принять нормы коллективизма, послушания, трудолюбия, выполнения, усидчивости – эти нормы задаются в школе, но будет ли он их исполнять? Это во многом зависит… Это и есть результат родительского труда».
Что такое православная педагогика
21:29 «Подходов к воспитанию в педагогике было несколько: отношение к ребенку, как к чистому листу – tabula rasa, как к доброму семени, как к злому началу – поэтому вот… удерживающая педагогика, характерна была для западных средневековых школ. Но православный подход – это когда ребенок содержит в себе как доброе начало, так и греховное начало. Т.е. ребенок – это НЕ безусловно добрая личность, но и НЕ безусловно злая личность. Православный подход – это наличие в нем ядра совести, и ядра влечений – греховного начала.
И дело педагога, родителя – различать в каждом поступке ребенка, что в нем ведет к умножению добродетелей, а что в нем ведет к умножению страстного начала. И вот расширение пространства добродетелей и теснение греховных страстей – это и есть православная технология обучения, когда, в частности, ребенок решил правильно и тут же посмеялся над другим, — в нем, значит, надмение вызревает. Ты спроси: «А чего ты посмеялся? Что это такое? Значит, в тебе злорадство!» Это видение – ЧТО в каждой жизненной ситуации взращивается в ребенке – это есть вглядывание в ребенка…
Православная педагогика – она имеет идеалы – это Христос. Идеалы Христа, которые Господь на оставил в своих заповедях, — это и есть православная педагогика, которая позволяет учителю очень точно вести ребенка. Так как сейчас идеалов нет, учитель растерян, потому что он не знает, каким нравственным ориентиром воздействовать на ребенка, он не знает КУДА его вести. Т.е. он как бы педагог, детоводитель, но куда вести детей он не знает.
А христианская педагогика, православная педагогика – она точно знает, куда надо вести: ум надо развивать, сердце надо делать добрым, волю надо делать трудолюбивой».
24:44 «Что такое православная педагогика? Это же не абстрактное понятие, это всегда православный педагог. Но не просто православный педагог, который пришел и думает, что с помощью православных каких-то назиданий сейчас он сманипулирует, вера будет таким кнутом, которым он будет стегать своих учеников.
Нет, православный педагог – он как раз не будет всуе говорить ни о Боге, ни о каких-то православных сентенциях. Он будет говорить об отношениях, о чувствах. Он будет САМ сочувствовать, он будет САМ сострадать, САМ помогать, САМ поддерживать. Педагог, который САМ предстоит пред Богом, только он может явить православную педагогику. Поэтому православная педагогика – это не набор каких-то правил и каких-то установок. Православная педагогика – это сочетание христианских норм и деятельности конкретного православного учителя».