Родители, планирующие перевести ребенка на СО, больше всего боятся, что не смогут их достаточно хорошо обучить. Можно было бы понять такие страхи у родителей в прошлом веке, поскольку при СССР каждое следующее поколение школьников знало больше, чем знали родители. Сегодня наоборот.
Благодаря советскому образованию, в настоящий момент в нашей стране сложилась уникальная ситуация: несмотря на то, что систему образования в нашей стране демонтируют, современные родители могут самостоятельно без всяких школ и репетиторов передать свои знания детям на семейном обучении (и советские учебники делают такую учебу доступной для всех).
Изучив ситуацию, я поняла, что напрасно родители боятся, что своего ребенка выучат хуже, чем в школе. Это просто невозможно, потому что хуже некуда. Главной сложностью на СО является, как ни странно, дисциплина, и вот к этому родители очень часто оказываются не готовы. Казалось бы, всего один ребенок на уроке, какие могут быть сложности? Учительница в классе с 30-ю справляется!
Небольшое отступление. В моей жизни был некоторый опыт преподавания, правда, я занималась со взрослыми: вела групповые занятия. Но очень часто у меня заказывали и индивидуальные уроки. Так вот, индивидуалки я никогда не любила, несмотря на то, что они были неплохим приработком. Почему? Они были скучными!
В отличие от групповых занятий, на них у меня никогда не возникало куража. Это перед группой ты входишь в раж, когда из множества учеников кто-то вдруг задаст интересный вопрос, кто-то совершит неожиданный успех, а остальные, на него глядючи, сразу приободряются: «А я что, хуже? Раз у него получилось, значит и я смогу!» – и удваивают усилия. Занимаясь с группой, только и успевай следить за успехами то одного, то другого.
На индивидуальных занятиях у тебя всего один зритель, и ты вынужден долго ждать, пока он неловко сможет выполнить то, что тебе кажется таким легким и простым.
Мне так не нравились индивидуалки, что в какой-то момент я даже взвинтила на них цену, чтобы сократить количество. Но их все равно продолжали заказывать, потому что такие уроки хоть и скучные, но очень эффективные, не могу этого не признать (хотя наилучший эффект достигается в комплексе – и групповые занятия, и индивидуалки для проработки слабых мест).
Почему в группе учителю легче поддерживать дисциплину? Почему в группе ученику легче заниматься? Потому что в группе у учеников срабатывает стадное чувство!
Отсутствие стадного чувства (а отсюда проблемы с дисциплиной) – это и есть главный недостаток семейного обучения.
К сожалению, сатанисты об этом уже догадались и приняли меры. Об их чаяниях нас предупредила Надежда Храмова в лекции о демонтаже образования на 5:27-7:22.
Стенограмму лекции можно почитать здесь.
Не только в школе, но и в интернете повсюду вдруг зазвучали лозунги, очень похожие на лозунги ЮЮ. Разница лишь в том, что там дело касается воспитания («ребенка надо не воспитывать, а растить»), а здесь все то же самое отнесли к образованию – «не надо учить ребенка, он сам всему научится».
Родителей убеждают, что «ребенок может учиться сам, без принуждения», «ему поможет в этом врожденный познавательный интерес, который школой просто убивается». Что «учеба не должна быть тяжелым трудом», потому что это «насилование воли ребенка». Что «можно учить его не по программе, не за партой, не за учебниками, а просто наблюдая за миром, и самостоятельно делая выводы». А родителям нужно всего лишь «помочь ему наводящими вопросами». И что на самообразовании (т.е. обучаясь без всякого контроля и принуждения со стороны родителей) «ребенок научится сам за себя отвечать».
Естественно, стараются посеять в головы родителей чувство вины, объясняя им, что если ребенок не хочет учиться, то это не банальная детская лень, а просто «родителям надо над собой работать». Что учебу следует превратить для ребенка в сплошное удовольствие, а если это не получается (или в принципе невозможно), то «такая учеба не нужна и даже вредна». В общем, растят недорослей.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Другой вариант почему ребенок не хочет учиться, по мнению пропагандистов это… Опять же ни разу не лень – нет, этот вариант даже не рассматривается! Если он не хочет учиться, то «очевидно он просто еще не готов к школе, пусть порезвится годик-другой, все получится само собой, когда мозг дозреет» (как под копирку то же самое говорят, пропагандируя памперсы: «не надо приучать ребенка к горшку, подождите, пока мозг дозреет, тогда сам научится»).
Конечно, родителям такая точка зрения весьма импонирует, поскольку избавляет от всех забот. И, поддаваясь на столь удобную им теорию, они даже поддерживают ее собственными аргументами. Например, одна мама утверждает, что все равно по окончании школы «у ребенка ничего не остается в голове, только и умеет что читать, писать и складывать, — всё, на этом все закончилось. Посмотрите на всех вокруг и на себя тоже. Ни у кого практически не осталось знаний за все 11 классов. Так зачем этот ненужный тяжкий труд? Зачем столько лет впустую?»
Вот странно, а у меня все знания по школьной программе со мной, никуда не делись! Я помню и гуманитарные предметы, и научные дисциплины.
Нужно заметить, что сегодняшние родители получили школьное образование в советское или в постсоветское время, т.е. их образование было хорошим (высокого уровня), всеобщим (учили всех до единого) и при этом совершенно бесплатным (а все, что дается даром, способно развращать). По этим причинам некоторые из них совершенно не ценят то, что имеют. Им кажется, что все их познания о мире у них взялись не из школы, а сами собой; что эти знания самоочевидны, специально учить этому не нужно, ведь абсолютно все вокруг знают то, что дают в школе! В общем, они путают причину со следствием.
Если они не жили в эмиграции, то им просто не с чем сравнивать (а таких родителей у нас 99.9%). За примерами я обратилась к подруге, переписка с которой дала нам материал для статьи «Свободные дети свободной Европы». Она тут же навскидку выдала примеры потрясающей европейской тупости по предметам средней школы.
Химия
Мальтийцы, отдыхая на песочном пляже, обертки от съеденных шоколадок, пакеты от чипсов закапывают в песок. Уверены, что они разложатся, превратятся в удобрения.
Физика и биология
Карли достала из холодильника кастрюлю с курицей в соусе (готовил ее муж-пакистанец), разогрела в микроволновке, потом стала есть руками, без вилки прямо из этой кастрюли (у нас так не делают, прокиснет ведь). Съев несколько кусочков, поставила еще горячую кастрюлю в холодильник (это уже к физике относится).
Биология
В Англии коллега одного знакомого увидел, что его пятилетний сын часто дышит, задыхается, и повез его в больницу. Перед этим ребенок пробежал большое расстояние.
Вам кажется, это какие-то исключительные случаи? Нет, они там такие почти все. Если вам все еще не верится, что целое общество может быть настолько тупым, вот рассказы другого эмигранта, где он объясняет, каким образом такое общество формируют: «Английская школа».
Как видите, это вовсе не тупость, это всего лишь необразованность. Тотальная необразованность. Так что не питайте иллюзий, знания по школьным предметам сами собой не появляются. И мы рассказываем вам об этом не для того, чтобы вы над ними посмеялись; и не для того, чтобы почувствовали свое превосходство, а для того, чтобы вы увидели, какими будут ваши дети.
Родители, являющиеся сторонниками либерального подхода к образованию, оправдывают себя еще и тем, что они «не хотят быть винтиками системы». Им кажется, что какой-то недалекий человек придумал систему образования (которую мы называем классической), и теперь все родители бездумно ей следуют. Им даже кажется, что они открыли новый способ обучения детей. Чтобы не городить такие глупости, им следовало бы послушать умных людей. Например, здесь на 3:12-6:34.
Стенограмму лекции можно почитать здесь.
Помимо попустительства сатанисты используют и другую крайность: преждевременное обучение ребенка, когда он еще действительно не готов к такой нагрузке. Эти методики, когда ребенка натаскивают по псевдоразвивающим книжкам и «готовят руку к письму» называют «подготовкой к школе».
Делается это для того, чтобы заранее напрочь отбить у ребенка желание учиться. Из всей подготовки к школе достаточно научить ребенка читать (начать лет в 5, а лучше в 6). Сверх детсадовской программы (рисование, аппликация, лепка – для развития мелкой моторики) ничего делать не нужно. Всему свое время.
А теперь снова небольшое отступление. Моему преподавательскому опыту, конечно же, предшествовал долгий опыт ученичества. Изначально это опыт обычной советской школы, где всем детям прививали самые важные для выживания качества: приучали к труду, к старательности, к терпению.
Еще более ценный опыт я получила в спортивной секции. В любом серьезном спорте всегда очень жесткая дисциплина. По-другому в спорте не бывает, без жесткой дисциплины мировые рекорды не ставятся.
У нас это было не хуже, чем в армии. Например, в летнем спортивном лагере нас каждое утро поднимали в 7 утра и выгоняли на зарядку – 2 км бегом вокруг колхозного поля, потом интенсивные физические упражнения. Естественно, многочасовые тренировки были и днем. Каждые 3 дня мы бегали 10-километровый кросс, а в конце смены сдавали его на время (нам тогда было по 11 лет) .
На тренировках нас заставляли выкладывать последние силы, но тренер (вовсе не злой человек) никогда не был доволен, а продолжал кричать, что надо сделать еще больше, еще лучше, и мы вылезали вон из кожи… В такие моменты у меня в голове неоднократно возникала одна и та же мысль:
«Ни один человек, занимающийся самостоятельно, «делающий дома зарядку» сам так себя мучить не будет. Я и не представляла, что так можно… И что так нужно!»
Спорт воспитывает лидеров – это известная истина. Если тебя навсегда отучили жалеть себя и ныть, если тебя научили самоконтролю, если ты уже на собственном опыте знаешь, как нужно тренироваться (сделать столько, сколько сможешь, и еще три раза), тогда есть вероятность, что при достаточно высокой мотивации ты чему-то сможешь научиться и сам (именно так у меня в дальнейшем и было — многолетнее самообразование).
Но даже взрослому человеку заниматься под чьим-то руководством (а тем более в группе!) неизмеримо легче, чем заставить себя делать что-то самостоятельно (дома, как говорится, волшебного пендаля не хватает).
Дам слово куме:
«Да разве бывают дети, которым интересно учиться самостоятельно? Если и есть, то это единицы, и то, что-то должно подстегивать.
Да что там ребенок, с его неразвитым самоконтролем! Много ли взрослых, которые могут организовать работу дома? При том, что это средство к существованию! Прокрастинация — вот название подавляющего большинства таких рабочих дней. Ребенок и подавно ничего делать не будет: его кормят, поят, выгуливают – жизнь прекрасна!»
Путешествие 19-летнего Михайло Ломоносова из Холмогор в Москву
«Тому, кто приучен к дисциплине, гораздо легче добиться хороших результатов в работе и того же карьерного роста. Я даже пример приведу — у нас заказчик, девочка-девочкой, а начальник уже большой. Она мне рассказывала, что она мастер спорта по легкой атлетике. Говорила об организационной структуре: «Я мастер спорта, поэтому проблем с дисциплиной и подчинением кому-то выше — таких проблем нет совсем».
Так что либеральное воспитание вырастит исполнителей (чего и добиваются!). Исполнителем быть легко, если делать только то, что знаешь, а такому много знать не требуется. Ему ведь не нужно принимать решения, за него все решают другие. Неорганизованный человек и не может много знать, потому что, чтобы знать много, нужны усилия.
Неорганизованный — это ленивый. Неорганизованный человек — это тот, кто не может организовать себя, а значит и остальных. Ему только давать задания, при том попроще, как можно проще! Это как на западе: каждый винтик на своем месте и только там! Как насекомые — знают только одну функцию».
Могу утешить родителей, что проблема с дисциплиной на самом деле вовсе не так страшна. Она становится неразрешимой только в том случае, если родители придерживаются либерального стиля воспитания, который сейчас пропагандируют все психологи, начиная с Гиппенрейтер. У нас со старшей дочерью нет проблем с дисциплиной. После того, как я переосмыслила современные книги по «ращению» детей и в корне поменяла свой стиль обращения с детьми, наши проблемы свелись к минимуму.
У нас на СО не возникает «ссор, криков, разочарования и уныния», как жалуются другие родители. Вы только вдумайтесь в формулировку: ссоры между матерью и детьми! Как это ребенок может поссориться с матерью? Она ему что, подружка?! Такое возможно только при т.н. «партнерских отношениях».
Я не могу похвастаться тем, что каждое утро моя дочь начинает с радостного возгласа: «Мама, давай скорее откроем учебник и еще порешаем мои любимые задачки и примеры! И мне так не терпится сесть и писать упражнения по-русскому, что даже не знаю, что выбрать, с чего начать!» Скорее наоборот: довольно часто она ноет, что ей «неохота»; и у нее неоднократно были попытки уговорить меня заниматься поменьше, как и у всякого нормального ребенка.
Однако свою задачу, как мамы, я вижу не в том, чтобы потакать детской лени, а в том, чтобы приучить ее к труду, научить терпению, — все эти качества не даются от рождения, они в человеке воспитываются на протяжении многих лет. И воспитываются через «не хочу»! Кстати, у нас главная страшилка в таких случаях — «тогда вернешься в школу!»