2kumushki.ru

НЛП и воспитание детей

Роберт Дилтс (учитель Юлии Гиппенрейтер) — один из разработчиков НЛП, автор книги "Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП". Откроем его книгу, главу "Применение системы паттернов", раздел "Определения и примеры паттернов «Фокусов языка»".

Здесь Роберт Дилтс поясняет, что его система предназначена для того, чтобы "помочь собеседнику усомниться в ограничивающих убеждениях и поверить в позитивные", и что задача «Фокусов языка» заключается в том, чтобы "расширить «карту мира» этого человека". Это благие намерения, но давайте взглянем и на другую сторону медали.

НЛП — это мощное оружие, которое можно пустить как во благо человека, так и во вред ему. Это система навыков, которая дает возможность их обладателю разрушать любые убеждения человека и делать его полностью толерантным. И не просто толерантным, но и верным сторонником новых убеждений, которые могут быть даже противоположными по смыслу его собственным (прежним) убеждениям, сложившимся у него на основе жизненного опыта.

Паттерн (англ. pattern) — образец, шаблон
6_analogiya

6_gippenreyter

В этом же разделе книги Роберт Дилтс дает определения и примеры паттернов «Фокусов языка». Попробуем применить эти паттерны на практике и разберем
17 высказываний Ю.Б.Гиппенрейтер.

РАЗРУШАЕМ УБЕЖДЕНИЕ

«РЕБЕНКА НАДО ВОСПИТЫВАТЬ»

2. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом, которое обозначает нечто сходное, однако наделено другим подтекстом.
Например:

"Воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы".
«Воспитание» → «дрессура», «условные рефлексы»

"Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять".
«воспитывать» → «заставлять», «принуждать», «требовать», «контролировать», «проверять».

"Воспитание — это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить".
«Воспитание» → «насилие».
«Воспитывать» → «нарушать», «тянуть за верхушку», «торопить».

3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.
Например:

"Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно".
Позитивные последствия: «мог жить самостоятельно»

"Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком".
Позитивные последствия: «личные чувства друг к другу, любовь, дружба».

4. «Разделение»: изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
Например:

"Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена".
«воспитывать детей не надо» → «воспитывать выросших детей не надо»

6. Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.
Например:

"Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку. Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть".
Аналогия: «Бог = взрослый»

"Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить".
Аналогия: «ребенок = растение»

9. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
Например:

"Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку".
Модель мира верующих людей: «Бог, Адам».

РАЗРУШАЕМ УБЕЖДЕНИЕ

«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СЛУШАТЬСЯ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»

1. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
Например:

"Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним. Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так типично для детей".
Позитивное намерение: «противопоставить неправильному обращению», «получить внимание»

"Важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними и не манипулировать его чувствами".
Позитивное намерение: «быть искренними».

3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.
Например:

"Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью".
Позитивные последствия: «улыбаются, оглядываясь назад»
Негативные последствия: «затяжной конфликт»

"Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»".
Позитивные последствия: «будет взрослеть и становиться сознательным»

6. Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.
Например:

"Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад".
Аналогия: «подростковая мода = ветрянка»

8. Другой результат: переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.
Например:

"Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них".
Другой результат: «настоящая цель воспитания заключается в установлении добрых отношений»

14. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
Например:

"Дети часто думают, что родители — «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем".
Убеждение относительно убеждения: "дети думают, что родители «железные Феликсы»".

РАЗРУШАЕМ УБЕЖДЕНИЕ

«РЕБЕНКА НУЖНО УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО»

3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.
Например:

Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
Негативные последствия: «ребенку становится плохо»

Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
Негативные последствия: «авторитетное мнение бандита»

5. «Объединение»: обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
Например:

Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь — я молодец. Помогаю маме — я молодец.
Поступки → самооценка

6. Аналогия: поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение.
Например:

Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание.
Аналогия: «целебная трава = одобрение, поддержка, признание»

РАЗРУШАЕМ УБЕЖДЕНИЕ

«РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ХОРОШО УЧИТЬСЯ»

1. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
Например:

Вдохновлять — вот задача взрослого.
Позитивное намерение: «вдохновлять»

Обучаем родителей перепрограммированию учителей:
Это один вариант ответа [учителю]. Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям».
Позитивное намерение учителя: «желание помочь ребенку»

3. Последствия: внимание направляется на те позитивные или негативные последствия данного убеждения или определяемого им обобщения, которые позволят изменить или укрепить это убеждение.
Например:

По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
Негативные последствия: «безвольные люди»

Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать.
Негативные последствия: «пропадает энергия»

7. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
Например:

Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.
«на время» → «навсегда»

8. Другой результат: переключение на другую цель (отличную от заявленной в убеждении), для того чтобы подвергнуть сомнению (или обосновать) своевременность данного убеждения.
Например:

Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения.
Другая цель: «школа не заинтересована в развитии ребенка»

Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка.
Другая цель: «встать на сторону ребенка»

Если школа этого не делает, значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении.
Другая цель: «школа этого не делает»

Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
Другая цель: «освободить от принудиловки»

shkola

12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
Например:

Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла.
«учительница принялась ругать ее сына» → «я очень люблю своего мальчика»

Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
«что бы вам ни говорили» → «вы все равно его любите»

***

Юлия Гиппенрейтер о Роберте Дилтсе:

Это, действительно, многое говорит (и не только о Дилтсе, но и о самой Гиппенрейтер). Да, помню, когда я изучала творения Роберта Дилтса, мне это где-то попадалось! Он действительно пытался анализировать «паттерны Христа», фактически пытаясь таким образом приравнять Его к манипуляторам сознанием. И если Бог даровал человеку свободу выбора, способность рассуждать и принимать решения, то по Дилтсу получается, что потом Он эту свободу нарушил. Он с помощью НЛП пытался человека «перепрошить» как обычное электронное устройство?

К сожалению, когда я попыталась вновь отыскать это место у Роберта Дилтса, у меня ничего не получилось, поисковые запросы «Дилтс, Христос» выдавали совсем другое: пример из психиатрической практики, как один молодой человек считал себя Иисусом Христом.

Недоразумение разрешилось просто — нужно было писать «Дилтс, Иисус», потому что во всех этих случаях Р.Дилтс исхитрился ни разу не назвать Иисуса Христом, т.е. Спасителем. Ни в одной из своих книг. А вы знаете, кто категорически отказывается признавать Иисуса Мессией? Кто Его ненавидит и проклинает? Иудеи, масоны и сатанисты.