2kumushki.ru

Помогаем решить проблемы с трудными детьми. Быстро, эффективно, бесплатно.
vk  YouTube

Новые ловушки в системе воспитания (ловушка 7-я)

Активное слушание

Вспомним традиционную систему воспитания. Что делали родители, при капризах ребенка? Совсем несмышленышу просто запрещали что-то делать, в том числе могли запретить что-либо выпрашивать, требовать (конфеты перед обедом или игрушку в магазине – не имеет значения), запрещали ныть и закатывать истерики, а при непослушании наказывали строгим выговором или даже шлепком-другим по попе, — этого было СОВЕРШЕННО ДОСТАТОЧНО для решения проблемы, и отношения при этом ничуть не портились, вопреки заверениям психологов.

Как обращались с ребенком постарше? Человеку разумному объясняли на словах, почему родители запрещают ему (или наоборот предписывают) делать то-то и то-то. Если слов оказывалось недостаточно, приходилось подкреплять их наказанием, и тогда проблема решалась.

Таким образом во всех случаях родители направляли внимание ребенка вовне, в окружающий мир. Ребенка с младенчества приучали к тому, что приходится считаться с жизненными обстоятельствами, с возможностями других людей, с желаниями и потребностями других людей.

Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.

Кроме того, ребенок привыкал к мысли, что в жизни бывают препятствия, которые преодолеть невозможно, и с этим приходится смиряться.

Например, когда семья долго ждала автобус на остановке, и ребенок начинал капризничать, что «он устал», ему строго объясняли, что все также устали, всем тяжело, но с этим ничего нельзя сделать (не могут родители доставить сюда автобус), остается просто терпеть и ждать; и что не нужно ныть и капризничать, свои капризы надо оставить при себе, потому что от этих капризов легче не станет, наоборот – всем станет только хуже, все разозлятся и будут тебя ругать.

Что происходит при использовании «активного слушания»? Внимание ребенка из окружающего мира направляют внутрь себя. Ребенка приучают сосредотачиваться на своих желаниях и не обращать внимания на потребности других людей. Он начинает драматизировать и манипулировать, постоянные капризы и истерики обеспечены.

01
02
03

Таким образом в человеке формируют эмоциональную глухоту, он вырастает зацикленным на своих эмоциях и переживаниях, неспособным слышать других людей.

Не приучен он и к тому, чтобы смиренно принимать какие-либо непреодолимые жизненные обстоятельства, которых во взрослой жизни будет масса, — фактически, это готовый клиент для психологов, а может и для психотерапевтов.

Реальные истории о том, что получается при использовании «активного слушания».