2kumushki.ru

Новые ловушки в системе воспитания (ловушка 8-я)

"Приучайте ребенка к щедрости"

Под нажимом психологов родители пытаются приучить детей к щедрости. В действительности же они приучают их к наглости по отношению к родителям, и статья на эту тему у нас уже была. В ней мы объясняли, что угощать сладостями и одаривать игрушками имеет право только тот, кто это заработал и купил, т.е. папа и мама. Теперь же пришло время эту статью дополнить.

Итак, угощают и одаривают только мама и папа, причем в том количестве, в котором считают нужным. Если мама после обеда выдала малышам по конфетке, а себе взяла две, в этом нет ничего неправильного. Она ведь перед этим и порцию супа/каши съела в два раза больше, — все по справедливости.

Сама попытка приучить к щедрости человека, еще не способного зарабатывать, выглядит абсурдно: сначала родитель угощает ребенка, а потом выпрашивает обратно. К чему этот цирк? Угощаешь, так угощай, — так будет честно.

Родитель, выпрашивающий у ребенка угощение, сам того не понимая, ставит себя в унизительное положение, своими руками разрушает свой авторитет! Даже если малыша угостил не родитель, а друг семьи, родитель имеет полное право и даже обязанность распоряжаться подарком.

konfety1

Например, детям вручили горсть конфет. Если у них не отобрать, несмышленыши тут же все съедят и даже не задумаются о том, что скоро обед, и вообще, много сладкого сразу нельзя (я уж не говорю про возможные медицинские противопоказания и про постные дни). Также нужно учитывать, что подарок обычно предназначается для всех детей семьи, даже тех, кого в момент дарения не было поблизости, а значит нужно поделить на всех.

Такой образ действий дает ребенку уверенность, что родители о нем позаботятся, про него не забудут, и ему не нужно рваться к кормушке, расталкивая других локтями.

А мама и папа? Они не хотят конфет? Когда каждому члену семьи, невзирая на чьи-то эгоистические желания, выделяется соответствующая доля, это и есть приучение детей если не к щедрости, то хотя бы к справедливости, что уже немало.

konfety2

Благодаря такому образу действий, ребенок обретает уверенность, что выделенная родителем доля целиком и полностью принадлежит ему, на нее уже никто не посягнет и не будет стыдить за жадность.

Вражеский вброс, которым пичкают сегодня молодых родителей:

Про адекватных родителей.
Только что на моих глазах человек лет пяти разбил зеркало в магазине. Его родители сидят на корточках и спокойными голосами обсуждают с ним, как можно исправить ситуацию. Мама предложила попросить веник и подмести. Сам ребёнок — чтобы папа заплатил и не покупал ему коньки в счёт этих денег. Продавцы, как и я, остолбенело наблюдают и не вякают.
Блин. Всё же так просто. Три человека столкнулись с проблемой и вместе, поддерживая друг друга, её решают. Почему для меня это выглядит, как какая-то сказка?
Анастасия Маджере

«В счет этих денег». Подразумевается, что деньги за коньки принадлежат ребенку, и он распоряжается ими как хочет: «Гуляй, папа, и ни в чем себе не отказывай!»

А он их заработал эти деньги? А он вообще способен в таком возрасте оценить стоимость нанесенных убытков? Не говоря уж о том, что если я хочу научить своего ребенка кататься на коньках, меня такое его «великодушное» решение ничуть не устроит.

И еще такой вопрос: это как же надо носиться по магазину, чтобы разбить зеркало! Нет, человеку лет пяти непременно нужно на доступном ему языке объяснить, что такое поведение совершенно недопустимо. А уж решать созданную ребенком проблему мы будем сами, без детской помощи (в данном случае бесполезной), на то мы и родители.

Заметьте, о продавцах сказано в уничижительной форме: «наблюдают и не вякают». Я уже рассказывала, что сегодня наше общество исключают из системы воспитания детей, и такие выражения направлены именно на то, чтобы никто из окружающих не вмешивался и не пытался образумить наивных (обманутых) родителей, пытающихся установить со своим чадом партнерские отношения.

dengi

Поэтому следующее, что нужно учитывать родителям: малыши не знают цену деньгам и вещам. Приученные к «щедрости», они запросто могут одаривать друзей дорогими игрушками и даже найденными дома денежными накоплениями. Несмышленыши элементарно не умеют считать.

Я со своим первым ребенком это уже проходила, — дочь менялась своими игрушками с друзьями из детсада, и по моим подсчетам взрослого, который все это покупал, обмен был вовсе даже не равноценным.

Сначала я, наивная, терпела, — тогда еще я воспитывала ребенка по книжкам психологов, поэтому добросовестно пыталась взрастить в дочери «щедрость». Когда терпение лопнуло, решила посмотреть, как положено по закону. Выяснила, что личные вещи, которые родители покупают ребенку (одежда, книжки, игрушки), являются его личной собственностью, он может ими пользоваться, но он не имеет права совершать с ними сделки без согласия родителей.

Так я и решила тогда действовать — по закону! Объявила дочери, что без моего разрешения она не имеет права дарить или обменивать свои игрушки. Проблема была решена.

Кстати, такие вот в некотором смысле «беспризорные» дети могут стать жертвой мошенничества со стороны более предприимчивых детей. Почувствовав слабину, те начинают активно выпрашивать себе подарки, и мягкий по натуре ребенок соглашается, чтобы заслужить их дружбу. В такой ситуации малыш, который находится под строгим контролем родителей, гораздо более защищен. Он всегда может сослаться на то, что ему «папа и мама не разрешают».

podrostok

Ребенок, который с детства убежден, что может распоряжаться личными вещами как ему заблагорассудится, в подростковом возрасте, наконец-то узнав цену деньгам, вполне может начать выносить из дома вещи на продажу. А что такого? Это ведь «его личный» планшет/телефон/плеер. Он не понимает, почему это кража!

Давайте оглянемся на искореняемое сегодня традиционное воспитание. В повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» приводится эпизод, где Тёма выпрашивает у мамы деньги якобы из желания помочь другу:

tema

– Мама, дай мне тридцать копеек.

– Зачем тебе?

Тёма замялся и сконфуженно проговорил:

– Мне жалко Абрумки, ему нечем похоронить Химку, я обещал ему.

– Это хорошо, что тебе жаль его, но все-таки обещать ему ты не имел никакого права. Разве у тебя есть свои деньги? Только своими деньгами можно располагать.

Как видите, даже барских сыночков старались воспитывать без баловства.

Однако, раз уж речь зашла про умение делиться, необходимо осветить и другую крайность. Заметьте, сегодня психологи внедряют в систему воспитания только крайности: в ребенке, еще не способном зарабатывать и не умеющему считать, предлагают взращивать безрассудную щедрость (и наглость по отношению к родителям); а там, где действительно можно проявить доброту (дать поиграть своими игрушками), наоборот насаждаются эгоизм и жадность.

Жадность в наших детях воспитывают на западный манер, — на Западе собственность священна. В западных странах, если ребенок на детской площадке схватит чужую игрушку, его родитель будет этим сильно смущен, и игрушка тут же будет возвращена владельцу. В нашей культуре родитель маленького «захватчика» тоже будет немного смущен, но укорит малыша лишь слегка, а родитель «пострадавшего» тем временем постарается объяснить своему, что «жадничать нехорошо, поделись, он поиграет и отдаст».

Теперь же с помощью западных методик это традиционное поведение изменяют. Психологи убеждают родителей, что они «должны стать поддержкой своему ребенку» и в подобной ситуации сказать ему: «Не хочешь — не делись. Ты никому ничего не должен. Никого не слушай и решай сам».

Так должен ребенок делиться игрушками или не должен?

В Западной культуре все четко: «Не должен!».

В нашей культуре: «Может не делиться. Но лучше поделиться».

От себя, как от мамы с опытом, добавлю: нет смысла предлагать малышу поделиться с посторонним САМОЙ любимой игрушкой, с которой он не расстается ни днем, ни ночью. Она для него живая, саму мысль «дать поиграть» он воспримет, как предательство. Все остальное — кубики и мячики, совочки и мелки, — это просто вещи, играть ими в компании гораздо интереснее, чем одному.

Каков будет результат

Люди, воспитанные в западной индивидуалистической культуре, представляют собой общество одиночек. Как это выглядит на практике, рассказала девушка, изучавшая английский язык за рубежом (обратите внимание, что здесь представлен менталитет людей не просто западных стран, а самых развитых и продвинутых из западных стран):