Воспитание выдержки, вежливости, привычки к чистоте — всё это закладывается в семье и ещё в дошкольном возрасте. Например, двое взрослых разговаривают, а ребёнку нужно у одного из них что-то спросить. Если ребёнок перебил взрослых, ему следует указать, что это невежливо, что следовало выждать, когда разговор прервётся или закончится, и тогда обратиться с вопросом. Обращаться к взрослым ребёнок должен в спокойном тоне, вежливо; если он спросит что-нибудь, надо ему напомнить, чтобы он говорил: «пожалуйста», чтобы благодарил за сделанное для него, чтобы в обращении со взрослыми у него не было кривляния и капризного тона.
Необходимо приучать ребёнка к выдержке. Ведь в классе при желании заявить что-либо ему приходится сначала поднять руку, подождать, пока вызовут, и только тогда встать и сказать то, что он хочет.
Если ребёнок неряшлив, учебные вещи его не в порядке, тетради помяты и в пятнах, — учителю ясно, откуда это. Это значит, что в его семье не очень следят за порядком, и ребёнка с малых лет не приучили следить за чистотой, за порядком в его игрушках и вещах.
И, наоборот, если ребёнок аккуратен, подтянут, — всё у него в порядке: тетради и книги чистые, карандаши всегда очинены. Откуда это? Конечно, от семьи; значит, семья с дошкольного возраста приучала ребёнка к порядку, к бережливости, к заботе о вещах, которые куплены для него и на которые затрачен труд рабочими на фабриках и заводах.