2kumushki.ru

Подготовка детей к школе, или профилактика СДВГ

Каждому родителю необходимо знать, что поступление ребёнка в школу — это серьёзнейший переломный момент в его жизни.

До школы ребёнок большую часть времени проводил в игре. С момента поступления в школу для него начинается серьёзная, постоянная работа; эта работа — учение.

А учение для ребёнка — большой труд; он слагается из двух частей: ежедневная обязательная работа в классе, ежедневная обязательная работа дома — выполнение домашних заданий.

Раз ребёнок поступил в школу, значит, у родителей прибавилось обязанностей: им надо обеспечить помощь ему в учёбе и контроль за выполнением им домашних заданий. Но и этого мало: ребёнку надо помочь организовать себя, научить его работать.

Нередко родители говорят: «Моя дочка (или сын) поступил в 1 класс, и я вместе с ней снова учусь; слежу за её уроками и повторяю ту науку, которую она в школе проходит». Это очень важно, когда маленький ученик видит, что дома интересуются его учебной работой, его уроками, тетрадями; серьёзно относятся к его большому и важному делу — учению. Видя такое отношение, ребёнок и сам будет добросовестнее, аккуратнее и охотнее выполнять свои маленькие, но важны для него школьные обязанности.

Чтобы хорошо учиться, ребёнок должен уметь спокойно сидеть в классе. Если ребёнок не приучен к усидчивости ещё с дошкольного возраста, то ему очень нелегко будет учиться.

Чтобы хорошо учиться, ребёнок должен быть внимателен. Если внимание ребёнка до школы не укрепляли, он из-за рассеянного внимания будет много терять в учении.

Чтобы хорошо учиться, нужно всякое задание выполнять неторопливо, аккуратно и до конца. Если ребёнок с младшего возраста не приучен к этому, то ему нелегко будет добиться хорошей успеваемости.

От некоторых родителей приходится слышать такие слова: «Я всё делаю для своего ребёнка: я его одеваю, обуваю, он у меня хорошо питается». Такая забота о ребёнке — дело важное и необходимо.

Но одевать, обувать, кормить, растить своего ребёнка — это ведь половина дела! Необходимо ещё и воспитывать его. Это не менее важно.

Именно тот ребёнок хорошо учится, которого дома не только растили здоровым, но и воспитывали, развивали, которого заранее готовили к поступлению в школу. Значит, чтобы ребёнок успешно учился в школе, его нужно к этому заранее подготовить.

Как же подготовить родителям своего ребёнка к школе?

Воспитывать усидчивость, терпение и внимание нужно еще в дошкольном возрасте (дошкольный возраст считается от 3 до 7 лет).

Необходимо детей приучать спокойно сидеть во время чая и обеда за столом,

чаще давать им такие занятия, как рисование, вырезание, при этом следить, чтобы они во время этих занятий сидели минут 15-20 спокойно (если ребёнку 6-7 лет).

Нужно следить также, чтобы каждое начатое дело ребёнок доводил до конца;

если он рисовал и не окончил рисунка, ему нужно сказать: «Теперь ты вот здесь раскрась цветным карандашом, а это вырежь поровнее — докончи начатое, тогда у тебя получится красивее». Если ребёнок раскладывает кубики, играет в лото, опять важно, чтобы он поминутно не вскакивал с места, а внимательно занимался начатым делом; закончив игру, чтобы убрал игрушки и аккуратно сложил их в определенное место.

Порой приходится слышать от родителей жалобы на то, что ребёнок «не слушается». В этом сказывается беспомощность родителей.

Воспитывать труднее, чем кормить, обувать, одевать; труднее, чем обучать.

Чтобы ребёнок был исполнителен, послушен, нужно действовать не окриком, не частыми наказаниями, а наоборот, твёрдостью, требовательностью, поощрением.

Например: ребёнку сказано: «Пойди, помой руки с мылом», а он, наскоро сполоснув руки, побежал играть или сел за стол.

Нужно повторить приказание и проверить, как оно выполнено.

Так спокойно, но настойчиво надо добиваться выполнения своих указаний и распоряжений с самого раннего возраста ребёнка. Тогда ребёнок вырастает достаточно дисциплинированным — а это залог для хорошей его успеваемости в школе.

Одна из матерей наших школьников рассказывает: «Я работаю; детей у меня трое; все школьники. Приду с работы усталая, но всегда просмотрю, как сделаны у них уроки. Не кричу на них, зря не сержусь и не жалуюсь; уроки готовы, друг друга проверили, стараются, — значит, и по хозяйству мне помогут. А в школу приду, — учителям мне говорят: «Хорошо детей воспитали, дисциплинированные они у нас, прилежные». А у меня слёзы на глазах. Радостно мне становится, и жить, и работать легче».

Очень полезно чаще читать и рассказывать детям младшего возраста сказки, стихи. Но чтение вслух не должно продолжаться подряд более 10 минут.

При этом нужно следить, чтобы ребёнок спокойно сидел и слушал до конца то, что ему читают или рассказывают. Это воспитывает у ребёнка внимание, умение слушать, приучает к усидчивости, что так необходимо ребёнку для успешного учения в школе.

Полезно давать ребёнку посильные поручения в домашнем быту: подмести пол, стереть со стола, со стульев пыль, полить цветок, убрать за собой игрушки и т.д.

При этом опять-таки необходимо следить за тем, чтобы даваемые поручения ребёнок выполнял не торопясь, аккуратно и до конца. Это воспитывает у него трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выполнять его хорошо, тщательно.

Все это важно для подготовки к учебной работе.

Если поручение выполнено хорошо, следует малыша похвалить.

Если не выполнено или сделано небрежно, нужно настоять, чтобы он сделал как следует. Нередко приходится и помочь, но целиком выполнять за ребёнка порученное ему дело не следует;

ребёнок может привыкнуть рассуждать так: «я не сделал, не вышло или не успел, не убрал (например, кубики после игры) — ничего, бабушка или мама уберёт». Это будет не воспитанием, а баловством.
* * *

Воспитание выдержки, вежливости, привычки к чистоте — всё это закладывается в семье и ещё в дошкольном возрасте. Например, двое взрослых разговаривают, а ребёнку нужно у одного из них что-то спросить. Если ребёнок перебил взрослых, ему следует указать, что это невежливо, что следовало выждать, когда разговор прервётся или закончится, и тогда обратиться с вопросом. Обращаться к взрослым ребёнок должен в спокойном тоне, вежливо; если он спросит что-нибудь, надо ему напомнить, чтобы он говорил: «пожалуйста», чтобы благодарил за сделанное для него, чтобы в обращении со взрослыми у него не было кривляния и капризного тона.

Необходимо приучать ребёнка к выдержке. Ведь в классе при желании заявить что-либо ему приходится сначала поднять руку, подождать, пока вызовут, и только тогда встать и сказать то, что он хочет.

Если ребёнок неряшлив, учебные вещи его не в порядке, тетради помяты и в пятнах, — учителю ясно, откуда это. Это значит, что в его семье не очень следят за порядком, и ребёнка с малых лет не приучили следить за чистотой, за порядком в его игрушках и вещах.

И, наоборот, если ребёнок аккуратен, подтянут, — всё у него в порядке: тетради и книги чистые, карандаши всегда очинены. Откуда это? Конечно, от семьи; значит, семья с дошкольного возраста приучала ребёнка к порядку, к бережливости, к заботе о вещах, которые куплены для него и на которые затрачен труд рабочими на фабриках и заводах.

(Наталья Вениаминовна Архангельская, педагог,
автор учебников и методических руководств для начальной школы.
Отрывок из книги «О воспитании школьника в семье», 1954)