2kumushki.ru

Подготовка детей к школе, или профилактика СДВГ (ч. 2)

uchenik

Необходимо предостеречь родителей от одного неправильного взгляда на обучение ребенка в школе. Некоторые родители рассуждают так: «Ребёнок ещё маленький, что с него спросить? Зачем его заставлять учиться? Пусть себе ходит в школу, привыкает, за год подрастёт, а если он не перейдёт в следующий класс, так это ничего, ведь мал ещё!».

При таком безответственном отношении некоторых родителей к учебной жизни ребёнка получается большой вред для самого ребёнка: он с первых шагов своей учебной работы не встречает дома заботливой поддержки, которая ему необходима для преодоления ряда трудностей.

Какие же это трудности?

В одно и то же время каждый день садиться за выполнение домашних уроков. Ребёнку хочется поиграть или погулять, но нет: игра будет потом, а теперь нужно сесть и учить уроки. Выдержка и привычка к работе в определённое время в домашних условиях — это немалая трудность для ребёнка; и ему нужно помочь преодолеть эту трудность: вовремя напомнить, что пора садиться за уроки; освободить стол, не шуметь в комнате, где ребёнок выполняет домашние уроки, выключить радио.

Трудность может быть и такая: уроки нужно выполнить аккуратно, не торопясь, выучить твёрдо, до конца. А у ребёнка не хватает терпения, усидчивости. Он может сделать их наспех, небрежно. И снова взрослые своим напоминанием, своим присутствием, своей спокойной и твёрдой настойчивостью должны поддержать, укрепить его терпение, усидчивость.

Если этого не будет, ребёнок может потерять уверенность в своих силах, может привыкнуть к безответственности в домашней работе. И в классе он будет замечать, что начинает отставать от товарищей; это ребёнку неприятно и тяжело.

Кроме того, если в семье равнодушны к учебным успехам ребёнка, может получиться другая неприятность: ребёнок останется на второй год, ему придётся повторять опять с самого начала, как говорится , «азы»; это будет скучно, неинтересно; у ребёнка может пропасть охота к учению.

Дети в нашей стране учатся бесплатно. Государство берёт на себя все расходы по обучению. И если ребёнок остаётся на второй год без уважительных причин, то это ложится бременем на государственный бюджет, а также и на школу.

Отдавая ребёнка в школу, родители должны выделять определённое время для наблюдения за тем, когда и как он готовит домашние уроки. На это не нужно много времени. Ведь домашние уроки в 1 классе невелики, но сначала ребёнку нужно помогать, а потом, позднее, только наблюдать за его работой, пока он не приучится к самостоятельному её выполнению.

Следует подумать родителям и договориться в семье о правильном отношении к тем оценкам, которые ребёнок будет получать за свою работу и в тетрадях, и в табеле. В 1 классе дети не всегда придают серьёзное значение полученным оценкам. Тут родителям нужно заботливо, серьёзно беседовать с маленьким учеником о полученной слабой оценке; плохая оценка огорчает родных; ребёнок это должен увидеть и понять; не откладывая надолго, нужно переговорить с учителем, выяснить причину её получения, договориться о путях её исправления. И, наоборот, — нужно радостно встречать хорошую оценку, показывая этим, что хорошие успехи в школе очень важны для всей семьи.

* * *

Из всего сказанного видно, какое огромное значение имеет правильное дошкольное воспитание детей. Видно, какая тесная связь между воспитанием в семье и теми требованиями, которые предъявляет ребёнку школа.

Каждый родитель готов сделать всё возможное, чтобы подготовить своего ребёнка к школе и чтобы этим помочь ему легче осваивать школьную программу.

При всём этом не следует думать, что заниматься серьёзно воспитанием детей — это значит неотступно сидеть дома и постоянно быть с ними. Это не так: излишняя постоянная опека не принесёт пользы. Но следует каждый раз, когда родители бывают с ребёнком, беседовать и играть с ним.

Записав своего ребёнка в школу, в 1 класс, каждый родитель должен внимательно подготовить и точно выполнить всё, что укажет учитель, что укажет школа. И чем внимательнее будут родители к указаниям школы и учителя, тем аккуратнее и исполнительнее будет ребёнок, а это значит, что он будет хорошим учеником.

Если до поступления в школу для ребёнка единственным и главным воспитателем была семья, то с поступлением в школу у маленького ученика появляется новый, второй воспитатель — это школа, учителя.

Указания учителя становятся для детей очень вескими и сильными. Иногда дома можно услышать, как ребёнок говорит матери: «Нет, мама, ты не так говоришь, нам учительница объясняла по-другому; нам Анна Петровна велела сделать вот так». И родителям необходимо принять во внимание указания этого нового воспитателя — учителя, с уважением относиться к ним.

Бывают родители, которые рассуждают так: «Мы отдали ребёнка в школу, там есть учителя, ну и пусть они теперь учат и воспитывают моего ребёнка, теперь я не касаюсь до воспитания и учения, моя хата с краю!»

Так могут рассуждать только те родители, которые безответственно относятся к своим детям, которые по-настоящему не заботятся и не любят своих детей. Ведь в школе ребёнок бывает всего 4 часа в день, а дома все остальные 20 часов в сутки.

Всем родителям следует крепко помнить, что школа и семья могут хорошо воспитать и выучить ребёнка только в тесном содружестве.

(Наталья Вениаминовна Архангельская, педагог,
автор учебников и методических руководств для начальной школы.
Отрывок из книги «О воспитании школьника в семье», 1954)