2kumushki.ru

vk  YouTube
Поможем решить проблемы с детьми. Быстро, эффективно, бесплатно.

Розги и тортик

Рассмотрим два понятия в воспитании детей: суть и форму. Суть заключается в том, что детей надо воспитывать. Форма при этом может быть разной: от идеального варианта (вежливость и сдержанность) до его противоположности (грубость и несдержанность).

Так вот психологи под видом борьбы с нехорошей формой (грубостью и несдержанностью) в действительности ведут борьбу с сутью – с необходимостью воспитывать детей.

Психологи все время подменяют понятия и навязывают эту подмену своим читателям (и почитателям). Поэтому стоит вам такому родителю сказать, что «детей надо воспитывать, а для этого их приходится наказывать», как он обязательно возмутится: «Ну конечно, наорать на ребенка и отстегать его ремнем – это легче, чем с ним разговаривать! Это как собаку дрессировать!»

Заметили подмену? Они сразу скатываются к форме и приводят в пример наихудший вариант: окрики и даже ремень! Кстати, в нашей семье ни к одному из детей до сих пор ремень не применялся — в этом просто не было нужды, никто из них еще не совершал столь ужасных поступков, которые требовали бы такого наказания.

Сегодняшняя форма наказания может быть гораздо более цивилизованной. Малыша, который не слушается, можно на денек оставить без сладкого, можно шлепнуть по попе или по руке (т.е. по местам, шлепки по которым не нанесут ущерба здоровью ребенка). Ожидание предстоящего развлечения (пойдём в парк, поедем в развлекательный центр) тоже можно использовать в воспитании: достаточно добавить сюда чудодейственное дополнение «если будете вести себя хорошо», – и дети на ближайшие дни тут же становятся кроткими и послушными. На подростков хорошо действует оставление без гаджетов (для современного подростка это страшнее любого ремня).

Разговоры с детьми тоже относятся к форме, а не к сути. Конечно же, с детьми нужно разговаривать – это понимает каждый здоровый родитель. Если ребенок не преступал заповедей (не совершал подлостей, не обижал младших, не проявлял непослушания и самовольства и т.д., и т.п.), а всего лишь совершил какую-то оплошность (что-то сломал, разбил, потерял), нормальный родитель в первую очередь объяснит и научит, как можно было этого избежать, а уж потом будет думать, стоит ли наказывать за нанесенный материальный ущерб (иногда и это полезно).

В тех случаях, когда ребенок сознательно совершает что-то плохое (пререкается с родителями, противоречит им, не слушается), после наказания тоже очень полезно провести с ним воспитательную беседу, спокойно и обстоятельно рассказать ему, как много родители делают для своих детей, потому что любят их (кормят-одевают-обучают-развлекают), и как ребёнок может проявить ответную любовь (послушанием).

Разговоры с детьми должны проходить не только по негативным поводам. Все дети (и малыши, и подростки) порой задают очень интересные мировоззренческие (религиозные) вопросы, и ответ родителя в таких случаях может стать настоящей проповедью с доступным для детей объяснением, как устроен наш мир: видимая его часть и невидимая, — а в процессе на память родителю обязательно придет масса примеров из жизни, – это тот жизненный опыт, которым можно и нужно делиться с детьми.

Все перечисленное относилось лишь к форме воспитания. Да, форма бывает разная, она зависит от возможностей человека, от его душевного состояния, от его жизненных обстоятельств (дружная воцерковленная семья – это одно, а семья, где супруги много лет живут на грани развода — совсем другое). Где-то родители могут быть всегда спокойными и доброжелательными, а где-то живут как на вулкане.

Но давайте не будем подменять понятия, потому что, если родители любят своих детей (а таких 99%), форма – это не самое важное. Давайте сосредоточим внимание на сути: детей надо воспитывать, а для этого при непослушании их приходится наказывать. И Библейские высказывания по поводу наказаний совершенно однозначны:

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15).

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:25).

«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18).

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит.23:13,14).

Современному человеку, никогда не видевшему розги, при этих словах представляется какое-то страшное орудие пыток. А розга – это всего лишь хворостина, веточка.

rozgi
Теперь розги – музейный экспонат

Кстати, помимо того, что мы никогда не используем ремень, мой муж вообще не шлепает наших детей даже ладонью, и это, к сожалению, имеет свои последствия: папу дети слушаются не так охотно, как меня. Они ведь уже знают, что папа только угрожает наказать, но никогда не приводит своих угроз в исполнение.

Почему он не шлепает? Как он неоднократно говорил, боится не рассчитать силу. И это понятно, здоровый мужик, а тут маленький ребенок, чуть посильнее ударил – и нанес увечье или даже убил. Поэтому теперь я нахожу, что древние люди были совсем не дураки, розги в этом плане – идеальный инструмент: для ребенка чувствительно, но чтобы розгами убить или хотя бы нанести увечье – это надо очень постараться.

А теперь взгляните на современную социальную рекламу:

Конечно, всем любящим родителям нравится такая форма обращения с детьми (целовать их), и если вы решили делать также, не обратив внимания на суть послания (никогда и ни за что детей не наказывать), потом не удивляйтесь, что на ваше «нет-нет-нет» дети будут делать ровно наоборот, что они постоянно будут бросать на пол тортики и другие вкусные блюда, а потом поедать это прямо с пола подобно скотине.

А они неизбежно сделают вывод, что раз за такое поведение их не ругают и не шлепают, а наоборот, поощряют (мама присоединяется к «веселью»), значит, так и надо делать. Это тоже как собаку дрессировать, только нормальные люди дрессируют, чтобы их слушались, а зомбированные такими роликами родители с помощью той же дрессировки добиваются обратного результата: чтобы дети их всегда не слушались.

Заметьте, что усталость мамы в этом ролике подаётся как ничего не значащее явление. Мама совершенно измотана, но выдавливает из себя, что это был обычный день, ничего особенного. Таким образом, зрительниц приучают к мысли, что плохое поведение детей – это нормально, это у всех так, усталость мамы – это не важно, маме нужно просто терпеть, она же мама.

Зато в случае с ребенком всё с точностью до наоборот: детские эмоции в рекламном ролике подаются как нечто волшебное, ради чего маме стоит вытерпеть всё. Девочку заставляют изобразить радость, и она неестественным тоном повторяет за режиссером требуемую фразу: что это был лучший день её жизни (обратите внимание, как у суфлёра в этот момент двигается челюсть). Станиславский здесь сказал бы «Не верю!», и я, как многодетная мама, скажу то же самое. Но обычно зрители к этому не присматриваются. Экранная мама умильно плачет согласно сценарию, и молодые мамы-зрительницы плачут вместе с ней.

Ролик переведен с английского, т.е. пришел к нам с Запада. Западную публику начали обрабатывать ещё несколько десятилетий назад, теперь принялись за нас, но мы на опыте западных родителей уже можем увидеть, что нас ждёт в перспективе.