Читатели дали мне понять, что в предыдущей статье тема Сухомлинского не раскрыта, поэтому пришлось писать продолжение. Я, наконец-то, прочла его книгу «Сердце отдаю детям», и… С первых же строк меня поразило, с какой любовью он пишет о детях! Он действительно болеет за них и своим примером воодушевляет читателя!
Но чем дальше я читала, тем скучнее становилось — одни банальности. Что такого новаторского в педагогике Сухомлинского, кроме отсутствия наказаний? Все, что он рекомендует: физическая нагрузка, закаливание, рисование, музыка, — абсолютно все это было и раньше (правда, кроме физических нагрузок и закаливания, в основном для дворянских детей). Об этом подробно рассказывается в книге О.Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина»: глава 5 – выносливость и закаливание, глава 14 — физический труд.
Может быть для сельских жителей послевоенного времени рекомендации Сухомлинского и были открытием, но сегодня это звучит смешно. В настоящее время для детей столько развивающих и творческих кружков, спортивных секций, что у многих мам дети посещают сразу по нескольку кружков.
А если взять другие предложения Сухомлинского, например, «школа под голубым небом», то педагогам необходимо учитывать, что школа, где он преподавал, находится на Украине в сельской местности. Село Павлыш расположено примерно на 770 км южнее Москвы.
В нашей же стране сельское хозяйство и сельские поселения почти уничтожены (доживают последние дни), да и климат на основной территории нашей страны гораздо суровей, в силу чего большинство рекомендаций Сухомлинского у нас неприменимы. Предлагаемая им форма обучения доступна в основном для южан и в основном для деревенских жителей, т.е. для очень и очень небольшой части наших граждан.
Получается, все новаторство Сухомлинского заключается только в воспитании без наказаний? Я могу поверить, что на детях, обожженных войной, этот принцип срабатывал и давал прекрасные результаты. Более того, я думаю, что именно такой подход и нужен детям войны. Сухомлинский описал в своей книге настоящие трагедии, страшные моральные травмы, — таких детей необходимо жалеть и лечить долгие годы!
Сегодня же мы имеем дело с поколениями, не знавшими войны; и даже уже с такими, которые не застали в живых родственников, познавших ужасы войны, — и тут совсем другая история! Современные дети не прятались от бомбежек, не голодали и не беспризорничали, они наоборот — уже пресыщены развлечениями, особенно в больших городах; и всем детям без исключения рассказывают об их правах. Если убрать наказания, что получится? То же самое, что и на Западе: О родительских наказаниях и о жестоком обращении с детьми
«В мире есть вещи, которые меняются и устаревают, а есть вещи, которые, найдя уникальную форму (универсумы), являются эталонами. Такие универсумы есть и в искусстве, и в жизни человеческого общества, — это все, что касается культурологических ценностных основ.
И все, что касается человека, его развития, его обучения, — это тоже такие удивительные уникальные универсумы, которые НАЙДЕНЫ человечеством. И поэтому они являются классическими образцами воспитания человеческого в человеке. Это то, что мы сейчас называем «классическое образование»». (Надежда Храмова)
Такие универсумы есть и в воспитании, поэтому здесь не нужно никакого новаторства. Все новаторства в воспитании, которые сегодня все СМИ, словно сговорившись, назойливо пытаются всучить нам под видом «последних открытий великих ученых в области детской психологии», — все это от лукаваго. Держитесь классической системы воспитания, с ее «кнутом и пряником», и не прогадаете.
Повсюду пишут, что учение Сухомлинского оказало огромное влияние на педагогику 60-80 гг. И меня, как женщину, огорчило, что Сухомлинский (пламенный борец за счастье народа), активно продвигал феминизм:
«Меня никогда не радует, что у отдельных девочек слишком много старательности, аккуратности и мало инициативности, самостоятельности, решительности. В будущей матери необходимо воспитывать гражданскую стойкость, чувство собственного достоинства, а не бессловесную покорность. Покорность, выработанная односторонним воспитанием (это разрешается, это-запрещается), порождает идейную бесхребетность».
Ох, как теперь не хватает этой самой покорности современным женщинам! Именно из-за отсутствия покорности, из-за того, что женщины, как и учил Сухомлинский, стали инициативными, самостоятельными и решительными, и начали вытеснять мужчин с их законного места главы семьи, и рушатся современные браки.
«Девочки должны жить активной общественной жизнью. Слишком большая сосредоточенность на самой себе, углубление в свой внутренний духовный мир без полного, богатого познания умом и сердцем мира человека, мира борьбы за коммунистические идеалы, без отражения этого мира в своих личных потребностях и интересах могут быть причиной эмоциональной убогости, опустошенности».
Вот только борьбы за коммунистические идеалы мне, многодетной матери, и не хватало для эмоциональной наполненности!
Как православного человека книги Сухомлинского меня тоже расстраивают, поскольку он (опять же, как преданный делу партии коммунист) в своей педагогической деятельности занимался богоборчеством.
«Преподавая историю духовной жизни человека в период возникновения христианства, я раскрывал суть этой качественно новой религии не только как новое духовное угнетение, но и как смелый протест человека-бунтаря».
«Христос — царь небесный — стал таким же душителем свободы и мысли, как и земные цари».
«Подростку нужно много сказать, чтобы доказать, что религия — порабощение человеческого духа. Она поработила человека потому, что человек не знал истинного пути к свободе: духовная свобода, счастье невозможны без ликвидации частной собственности и эксплуатации».
«Отрицание бога — настоящее возвышение, возвеличивание человека».
Богоборчество Сухомлинского ничуть не смущает т.н. «православные» сайты, например, «Правмир».
Поклонники Сухомлинского оправдывают его тем, что он жил в непростое время, когда каждому писателю обязательно нужно было похвалить вождей и поругать церковь. Отвечу им цитатой из книги В.Острецова «Масонство, культура и русская история»:
«…Нельзя не удивиться, как быстро нация стала заплевывать свое прошлое, свою религию и петь хвалу своим врагам, врагам Христа и добровольно служить своим словом и делом палачам решительно нерусских кровей, о которых русские люди знали из Священного Писания. Трудно человеку сидеть без работы в углу коммуналки и умирать с голоду, страшно не хочется попасть на мушку чекистам — это понятно. Но кто же заставлял скромного рабочего, инженера и мелкого чиновника орать самозабвенно о “поповщине”, “кровавом царизме” и распространять сказки о “жутком положении” рабочего человека в “проклятом прошлом”, когда сытые и довольные физиономии его родителей на фотографиях из того прошлого ярко свидетельствовали о благополучии той жизни, где не было коммуналок, очередей и великих строек под дулом винтовки. И даже сексотов и партийных проработок.
Но… такая необходимость лить помои на святой алтарь появлялась всегда, когда очень хотелось стать писателем, артистом, романистом и поэтом, режиссером и просто руководителем какой-нибудь конторы, то есть социально обозначиться и вылезти “в люди”. Без такого запачкивания себя прямыми кощунствами в адрес Церкви ни один деятель искусства, особенно писатель, самый что ни на есть патриотический и “наш”, включая некоторых из племени так называемых “деревенщиков”, ставших одновременно членами ЦК КПСС, фрейлинами их величеств генсеков, титулованными номенклатурщиками, никак не мог обойтись. К этому принуждали. И на это соглашались…»
Биография Василия Сухомлинского
Родился 28 сентября 1918 в селе Василевка Херсонской губернии.
Отец — Александр Емельянович Сухомлинский.
Мать — Оксана Иудовна. В некоторых публикациях отчество почему заменили на Авдеевна. Кстати, евреи считают, что еврейство передается по материнской линии.
1939 — Василий Сухомлинский женился на Вере Повшей.
1941 – Был призван в Красную Армию, но в некоторых публикациях почему-то утверждают, что В.Сухомлинский пошел на фронт добровольцем.
1942 – После тяжелого ранения был комиссован из армии. Жена и 10-месячный сын погибли от рук фашистов. Абсолютно во всех официальных биографиях Сухомлинского, что мне удалось найти в русскоязычном пространстве, обязательно сообщается об этих событиях — таким образом нам рисуют образ трагического героя. Но почему-то нигде не сообщается, что Сухомлинский женился второй раз и что у него были еще дети, — эту информацию после долгих поисков мне удалось откопать на одном украинском сайте.
1944 — Женился на Анне Девятовой.
1945 – Родился сын Сергей (впоследствии получил образование инженера, работает по специальности).
В.Сухомлинский с женой и дочерью
1946 — Родилась дочь Ольга (теперь она доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь и действительный член НАПН Украины, заведующая Отделом истории педагогики НАПН Украины, академик АПН Украины. Живет в Киеве, публикует научные труды отца).
По-видимому, письма к Сергею и стали основой для книги Сухомлинского «Письма к сыну», изданной после его смерти в 1979 г., благодаря стараниям жены и дочери Сухомлинского.
1948 – В.Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца жизни. Дата смерти — 2 сентября 1970.
Благодаря такому скромному перечню, который предоставляет его официальная биография, у читателей может сложиться впечатление, что Сухомлинский почти ничего кроме войны и своей школы в жизни не видел. Но из интервью с его дочерью (с украинского сайта, конечно же) можно узнать, что у него была довольно интересная жизнь и помимо школы:
«Каждое лето мы ездили всей семьей в большие города — в Киев, Москву, Ленинград, Одессу… Родители нас развивали, мы вместе ходили в театры, на выставки, в музеи».
В «Письмах к сыну» Сухомлинский рассказывает о своих путешествиях по странам Европы (ГДР и Польши), которые он совершил после войны.
«13. Добрый день, дорогой сын!
Пишу тебе из Берлина. Я говорил перед отъездом, что буду здесь дней пятнадцать, но по приезде в Берлин постарался ускорить дела, не тратить попусту время и выехать раньше. Буду в ГДР дней десять. Я не впервые за границей: приходилось побывать во многих странах. И каждый раз, когда судьба забрасывает далеко от родной земли, с новой силой пробуждается чувство любви к Родине».
Потрясающе! Вы только представьте себе, какое это событие для советского человека – поездка за границу! Как он преодолел железный занавес – он, простой сельский учитель, выходец из крестьянской семьи?! И что за таинственные дела у него были в Берлине? Что он делал в Польше помимо посещения музеев жертвам фашизма? Знакомился с наследием Януша Корчака?
О.В.Сухомлинская
О еще более престижных поездках сообщает его дочь (газета «Факты и комментарии» от 02.09.2015):
«В начале 1960-х годов папа ездил на Кубу, побывал на приеме у Фиделя Кастро, привез много книг на испанском языке, кофе (я тогда его впервые попробовала) и сигары, хотя не курил. Был и в Германии, Венгрии, Болгарии… Отовсюду привозил подарки».
Фидель Кастро, сторонник революционного гуманизма.
В книге «Сердце отдаю детям» в главе «Что такое империализм» Сухомлинский сообщает, что был также в Мексике, Бразилии, Парагвае, Чили, Аргентине и в Колумбии.
События в книге происходят в 1951 году. Стало быть, эта поездка состоялась где-то в 30-50 гг. В 30-е на Украине был голодомор, потом война, послевоенная разруха. Откуда в те годы Сухомлинский смог раздобыть деньги на путешествие, которое и сегодня-то доступно, наверное, только элите? И опять же – как он преодолел железный занавес?! Нигде в его биографии об этом ни слова.
Чем можно объяснить столь невероятное для советского человека событие, как преодоление железного занавеса? Из книги В.Острецова «Масонство, культура и русская история», глава ««Изгнание» из рая легковерных сынов Израиля» (кстати, это очень интересная глава, рекомендую прочитать ее целиком!):
Но кто его спонсировал? По этому поводу у меня есть только одно соображение: поездку оплачивало государство для выполнения партийного задания. Какого именно? Полагаю, того же самого, что было у Ю.Гиппенрейтер: понабраться ума-разума у западных гуманистов. По возвращении Сухомлинского назначили директором целой школы, которая стала экспериментальной.
И вдруг бах! На русской земле появился «павлышский самородок» – великий педагог и гуманист Василий Сухомлинский, который (стараясь выполнить задание партии?) ставил в своей школе различные педагогические опыты: открыл «нулевой» класс, учил детей на природе, воспитывал их на принципах гуманизма и в соответствии с этим переквалифицировал своих педагогов (судя по фото, многие из них значительно старше своего молодого директора).
В последующих поездках за границу Сухомлинский, вероятно, уже делился накопленным опытом с зарубежными партнерами.
Если вы читали «Как получить дар ясновидения», то следующие факты этот ваш дар усилят:
в 1992 (сразу после перестройки) в честь Сухомлинского назвали Николаевский университет;
2003/2004 учебный год постановлением Верховной Рады провозглашен на Украине годом Василия Сухомлинского;
В честь него воздвигают памятники и вешают мемориальные доски;
Сухомлинский – любимейший и популярнейший педагог в Китае (в КНР народ послушный как у нас при советской власти: приказано любить – все исправно любят);
в настоящее время весь русский интернет завален его банальными изречениями и сильно обрезанной биографией;
созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей В.А. Сухомлинского;
и т.д., и т.п.
Конечно, в его карьере все было не так радужно, ведь для того, чтобы изменить сознание миллионов граждан требовалась долгая и усиленная борьба. Но Сухомлинскому в этом активно помогало государство. Из статьи в газете «Правда» №71 (29989) 9 – 10 июля 2013 года:
«18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б.Т. Лихачев опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». <…>
Василий Александрович сокрушенно отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдет до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжелые дни преподнесла она мне этот «подарок»». Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.
<…> Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности», а началась попросту травля. Но «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов» в пяти последующих номерах 1967 года.
Интересно, что вспоминает Н.И. Целищева о происходящем в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачева: «Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская — все «золотые перья» редакции горячо выступили в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И осуждающей резолюции не получилось!» Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты»».
Ах, как они «боролись»! Надеюсь, современные читатели понимают, что в СССР, с его государственной монополией на все средства массовой информации, такая «борьба» могла быть только срежиссирована.
«Нашлись у Василия Александровича убежденные сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС. Дело в том, что и по характеру, и по судьбе, и по идеологии Сухомлинский был не меньшим коммунистом, чем Б. Лихачев. Просто павлышский директор опередил время, он был истинным педагогом страны победившего социализма, а его оппоненты — носителями первоначальной, революционной традиции с ее острым максимализмом.
Тем, кто иногда представляет Сухомлинского «жертвой советской системы», а события апреля 1967 года — роковыми в жизни педагога, неплохо было бы знать, что через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный вручил Василию Александровичу золотую медаль Героя Социалистического Труда и орден Ленина — высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почетное звание заслуженного учителя школы УССР».
Василий Сухомлинский с честью выполнил задание партии.