2kumushki.ru

Учим читать

Представьте, что вы оказались где-нибудь в Китае, где все надписи только в виде иероглифов.

kitay

Так видит мир ребенок, не умеющий читать. Наш мир пронизан знаковыми системами, и умение расшифровывать множество окружающих нас значков сегодня является одним из важнейших условий выживания.

Зачем учить? В школе научат!

Сегодня необходимо опередить школу, а порой и детский сад – это понимают все родители, знакомые с исследованиями кандидата психологических наук Людмилы Ясюковой.

Когда начинать?

Как минимум за год до поступления в школу. Один год – это достаточный срок, чтобы достичь беглости чтения, даже если у ребенка нулевой уровень (не знает ни одной буквы алфавита).

Нижняя планка – это 4-5 лет, – начинать учебу раньше не стоит, мозг еще не дозрел.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

Сегодня психологи предлагают длиннющие списки условий, по которым родители якобы могут определить, готовы ли их дети осваивать чтение. В действительности же эти списки составлены только для того, чтобы посеять в родителях сомнения и оттянуть обучение на как можно более поздний срок (идеальный для них вариант – это чтобы и вовсе не учили).

Но если вы почитаете мемуары нашей русской элиты ХIХ века, то обнаружите, что дворяне, нисколько не заморачиваясь подобными вопросами, уже с 4-5 лет благополучно обучали своих детей читать и писать на русском, английском, французском и т.д. (просто тогда не было психологов). Поэтому, если у вас нормальный здоровый ребенок, я предлагаю ориентироваться только на свои возможности. У вас есть срок с 4 до 7 лет, чтобы научить ребенка читать. Из этого отрезка выбирайте наиболее подходящий период, когда у вас будет больше свободного времени.

Как учить? Все дети разные, к каждому нужен свой подход!

Да, все дети разные. Бывают такие внимательные и старательные дети, которых почти не требуется учить: показал буквы, что-то объяснил урывками, а дальше они уже сами, даже понуждать не надо. У меня есть один такой ребенок.

Но мы специально возьмем пример немного сложнее среднего: своевольного и «гиперактивного» ребенка. Такой у меня тоже есть, и, выучив его читать к 5 годам, со всей ответственностью заявляю: родителю без педагогического образования научить такого ребенка читать не только реально, но даже нельзя сказать, что сложно.

Самое важное правило при обучении дошкольника

Обычный ребенок 4-6 лет способен произвольно удерживать внимание не более 10-15 минут, поэтому уроки с дошкольником должны быть очень короткими. Не требуйте от него большего, чем он способен выдержать, чтобы не вызвать отвращения к учебе. Как только заметили, что малыш устал, сразу закрывайте книжку и, похвалив за успехи, отпускайте его играть.

Именно поэтому никого из своих детей я не водила ни на какие «подготовки к школе». Уроки там длятся значительно больше, чем 10-15 минут, да и на дорогу туда-обратно еще сколько времени уйдет! Гораздо проще дома самим по чуть-чуть.

Тем не менее, занятия должны быть регулярными (почти каждый день). Учеба – это всегда непросто, требует терпения, и, если непоседа отлынивает от уроков, приходится его к этому понуждать – призывать заниматься, как-то заинтересовывать, а при необходимости угрожать лишением мультиков.

Частая ошибка при любом обучении

Не ждите результатов. Ваша задача – регулярно проводить занятия по 10-15 минут в день, и больше ничего. Ориентируйтесь только на регулярное прохождение уроков, а не на достигнутые успехи. Если будете ждать результатов, вас будет удручать тот факт, что они не проявляются так быстро, как хотелось бы, а порой вообще происходят откаты назад – и это нормально! Это не означает, что вы – плохой учитель, или ребенок плохо соображает, если сегодня он уже не помнит того, что вы учили с ним 3 дня назад. Вы сами просто забыли, как это тяжело – учиться читать (чтобы вспомнить, попробуйте выучить штук 30 китайских иероглифов).

Конечно, когда у ученика что-то получается, — это приятно, это воодушевляет, но мерилом успеха при любом обучении должно быть другое. Мерилом успеха должна быть регулярность занятий. Если ученик старательно прозанимался очередной урок, значит, он положил еще один кирпичик в здание своих умений, и он – молодец! Но целиком красивое здание будет построено только тогда, когда он положит достаточное количество кирпичиков.

Пропустили одно занятие? Это не страшно, но это означает, что на один день откладывается завершение строительства. Не стоит постоянно отбегать, чтобы посмотреть, насколько уже выросло здание, — вам все время будет казаться, что оно совершенно не растет. Старайтесь не думать об этом, просто продолжайте работать, «укладывайте кирпичики», и результат обязательно будет. Одним словом, для обучения нужно немножко дисциплины.

Еще ошибки

Обучение чтению мы начинаем с изучения букв, но здесь надо учитывать два нюанса.

1. Не используйте азбуку с картинками, где все буквы расположены на своем месте, иначе ребенок запомнит не названия букв, а названия определенных мест на странице с определенными картинками. Он запомнит, что прямоугольник с черепашкой в левом нижнем углу называется «че», а прямоугольник с яблочком в правом нижнем углу называется «я», но стоит показать ему те же буквы вне привычного окружения, как у ребенка сразу возникнут сложности с их идентификацией.

azbuka_1

Поэтому для обучения лучше используйте разрезную азбуку без картинок, или магнитики для холодильника, или кубики, которые можно переставлять как угодно.

azbuka_2

2. Называйте ребенку не названия букв, а звуки, которые они обозначают. То есть вместо «бэ, вэ, гэ, пэ, эр, эс» произносим транскрипции: «б, в, г, п, р, с». Благодаря этому, на следующем этапе обучения ваш ребенок не будет читать «пэ-а-пэ-а» вместо «п-а-п-а».

Алфавит с названиями букв в определенном порядке он легко выучит позже. Алфавит нужен не для чтения, а только для того, чтобы быстро осуществлять поиск в каталогах и словарях.

По какому учебнику заниматься?

На сегодняшний день, выучив читать троих детей и перепробовав разные методики, я пришла к выводу, что нет ничего лучше нашей традиционной системы обучения, поэтому после изучения букв рекомендую советский букварь.

bukvar

Первая часть «Сталинского букваря» прекрасна: много картинок, изучение букв начинается с наиболее часто используемых, и уже после нескольких уроков их складывают в слова и даже в небольшие рассказики, т.е. теоретические знания сразу начинают подкрепляться практикой.

Но потом начинаются коммунистические тексты, которые 4-летнему ребенку никак не отзываются, меня же, заставшую советское время, от этого лицемерия просто тошнит, поэтому, дойдя до этого места, имеет смысл перейти к другим пособиям.

azbuka

Вместо «Сталинского букваря» можно использовать и более поздние советские издания, в принципе подойдет любая азбука 1950-1990.

Поделюсь и своей собственной методикой (как вариант для разнообразия)

В качестве пособия можно использовать любую детскую книжку со стишком, где много картинок и много коротких слов, например, С.Маршак «Мяч». Эти задания выполняю не в один присест, а за 2-3 урока.

  1. Даю малышу указку и прошу найти и показать на странице буквы «О», затем буквы «Я», буквы «Т» и т.д.
  2. Нахожу слова, состоящие всего из 2 букв, и прошу ребенка прочитать их.
  3. Читаю ребенку стишок, водя указкой по строчкам.
  4. Нахожу слова, состоящие из 3-4 букв, и прошу прочитать их.
  5. Снова читаю стишок, водя указкой по строчкам.
  6. Прошу ребенка прочитать стишок самостоятельно. Поскольку, он ему уже знаком, многие слова ребенок просто угадывает, и такой успех вдохновляет его на дальнейшее разгадывание таинственного шифра.

В любое обучение полезно добавлять игровые моменты: вместе с ребенком можно читать надписи на продуктах и вывески на магазинах. Это совершенно потрясающее ощущение, когда на ваших глазах ребенку вдруг открывается целый мир окружающих нас, но недоступных ему прежде смыслов!

Что читать?

Для начинающих чтецов существует очень много красочных изданий, но стоят они довольно дорого, а книжечек нужно много, поэтому, если хотите хорошо сэкономить, рекомендую записаться в библиотеку. Да, представьте себе, детские библиотеки до сих пор существуют во всех городах и районных центрах, и они до сих пор бесплатны!

Наши любимые авторы и отдельные произведения:

«Маленькие сказочки» В.Сутеева. Максимально простые слова, простой по смыслу текст, каждая фраза (или даже ее часть) проиллюстрирована.

3kotenka

При работе с таким материалом у ребенка, одолевающего страницу за страницей, создается ощущение своей успешности, а это сразу воодушевляет на дальнейшие подвиги. Только не переусердствуйте (малыш нередко переоценивает свои силы).

А.Барто – ее короткие стишки про игрушки — это классика.

nasha_tanya

Стихи подлиннее тоже хороши, особенно мне нравятся «Девочка-ревушка» и «Девочка чумазая».

Е.Благинина. У нее есть замечательные в воспитательном плане стихи, но значение некоторых слов малышу придется пояснять.

К.Чуковский «Бармалей», «Чудо-дерево» — здесь чисто развлекательные моменты.

Н.Носов «Приключения Незнайки» — понятны малышам, присутствуют воспитательные мотивы.

А вот какие произведения не стоит давать малышу для первого самостоятельного чтения, так это сказки. В них не только встречаются устаревшие слова, но и описываются незнакомые ему реалии жизни, которые ему нужно объяснять. Таким образом, при чтении ему приходится тратить усилия не только на расшифровку буквенных символов, но и на то, чтобы уловить смысл читаемого, т.е. работа усложняется в разы, что сразу отбивает охоту учиться.

Как вызвать любовь к чтению?

Никакая любовь к чтению не появится у ребенка до тех пор, пока сам процесс представляет для него сложности, требует больших усилий и огромной сосредоточенности. Поэтому, чтобы появилась любовь к чтению, сначала необходимо довести навык распознавания значков до автоматизма, т.е. добиться беглости чтения – это обязательное условие. А беглость добивается только регулярными занятиями на протяжении длительного периода (около года).

Кроме того, преобразовывать повествование в зрительные образы, в целые картины происходящего, — это тоже требует определенного навыка, развитого воображения. Мультики такой возможности не дают.

И все фильмы, снятые по литературным произведениям, представляют собой сильно урезанную версию оригинала. Вырезаны почти все рассуждения героев, абстрактное мышление не развивается. Это просто шоу, в кадре оставлены только физические действия, «экшн».

Поэтому очень полезно время от времени читать своим детям те произведения, которые вы находите интересными и полезными, в том числе и русские народные сказки. И здесь огромный простор для творчества, когда родитель поет «семерым козлятам» то голосом козы, то голосом страшного волка.

Чтение детям сказок не только способствует развитию их кругозора, но и пополняет словарный запас, а знакомство с новыми словами на слух гораздо предпочтительнее. Встречая незнакомые слова в виде печатного текста, дети часто заучивают их с неправильным ударением.

Даже после того, как ребенок достигнет беглости чтения, вряд ли он будет читать книги, если у него под рукой всегда есть альтернатива в виде гаджетов. Мультики притягивают его внимание гораздо сильнее. Если хотите, чтобы ребенок читал и в итоге полюбил чтение, на протяжении школьных лет ограничивайте его в гаджетах.

Прекрасные результаты дает «зарабатывание» мультиков с помощью чтения. Например, почитал 20 минут – заработал 10 минут мультиков. Пройдет несколько месяцев, и вы обнаружите, что ребенок так увлекся книжкой, что все читает и читает, забыв про мультики.

Желаю успехов в учебе!

Р.S. После публикации статьи разные мамы стали писать мне, что их ребенок (или они сами) прекрасно читали уже в 4 или даже в 3 года, обучение не составило никаких сложностей, наоборот ребенку было интересно. Их удивляет, почему психологи дружно утверждают, что учиться сызмальства вредно.

Да, я знаю, что ребенка можно научить читать и раньше, но я сознательно взяла усредненное значение (с 4.5 лет), чтобы оно подошло большинству детей и чтобы родители не сомневались: «Не слишком ли рано? А вдруг ребенок еще не готов?» Так вот, 4.5 года – это среднее значение. Можно учить и раньше. Можно уже в 1.5 года показывать малышу гласные «О» и «А», и он не только легко их запомнит, но даже сможет повторить.

Но я сама не стала бы обучать чтению раньше 4-5 лет просто потому, что маленькие дети многих звуков не выговаривают, а это несколько усложняет процесс. Но как раз к 4-5 годам большинство звуков уже встает на свое место.

Психологи же сегодня сильно завышают возраст готовности к учебе. Они внушают родителям, что даже и в 7 лет ребенок может быть «еще не готов», поэтому их не только не нужно учить читать, но даже не нужно записывать в школу, «пусть еще годик поиграет, продлите ему прекрасную пору детства».

При этом все они настоятельно рекомендуют мамам не слушать других мам про успехи их детей. Они говорят: «Это только их опыт. Каждый ребенок индивидуален». Такие рекомендации даются для того, чтобы родители, общаясь с другими, не обнаружили всю подлость и лживость таких установок, и чтобы деградация собственных детей оставалась для них незаметной.

Поэтому родителям, которые смогли выбраться из-под разрушительного влияния психологов, я рекомендую наоборот не стесняться и побольше рассказывать другим мамам об успехах своих детей — именно такой образ действий будет способствовать процветанию нашего общества.

Общество всегда ориентировалось на лучших, стремилось поспевать за ними (даже слово есть соответствующее — успеваемость). Но теперь для простонародья с помощью СМИ насаждают другую идею: «Расслабьтесь, не надо стараться и к чему-то стремиться, живите в свое удовольствие». А вот для себя и своего потомства элита сохраняет традиционные установки: «Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду».