2kumushki.ru

Воспитание без насилия, эпизод 2. Поведение в ресторане

Мама: Не меньше 3 раз в неделю мы выбираемся всей семьей куда-то перекусить, и при этом заранее готовимся к тому, что нам придется испытывать смущение. Я чувствую себя неловко с детьми в общественном месте.
Сын обзывает папу придурком.
Папа: Когда мы выходим поесть, то торопимся, чтобы это поскорее закончилось.

Наши люди из глухой деревни, посмотрев ролик, сказали бы, что это просто испорченные дети, которым не хватает хорошей порки. Но все прогрессивные родители, пользующиеся интернетом, уже выучили, что «в ответ на насилие получишь лишь страх, озлобленность и агрессию», т.е. то самое плохое поведение, а вот «если с детьми договариваться, в семье будет мир, и все будут счастливы». Почему-то в этой семье, как и во всех других, кто в это поверил, получилось ровно наоборот.

Еще психологи говорят, что нам, родителям, надо воспитывать не детей, а себя, все равно дети будут похожи на нас. Видимо, родители из этой передачи очень плохо ведут себя дома за столом, раз у них такие ужасные дети.

Это видеозапись британской реалити-программы «Супер-няня», которая предназначена для родителей, страдающих от плохого поведения своих детей. В сериале представлена профессиональная няня Джо Фрост, каждая серия посвящена помощи одной семье.

supernanny

Супер-няня Джо Фрост категорически против физических наказаний и сторонница «тайм-аутов» и «заземлений» (об этом ниже). Кроме того, Джо Фрост сотрудничает с движением, финансируемым фондом ООН; целью движения является вакцинация детей по всему миру (партнеры фонда – ВОЗ, фонд Билла Гейтса и другие). Джо Фрост ведет блог, где пропагандирует вакцинацию детей, и в 2015 посетила Конгресс США, демонстрируя свою поддержку этому движению.

supernanny-usa

Тема плохого поведения детей в последние годы стала настолько актуальна, что программа сразу завоевала внимание зрителей, и рейтинги канала взлетели до небес. Несколько лет программу показывали по британскому телевидению, потом сделали американскую версию, а затем и австралийскую всё с той же ведущей – Джо Фрост. После показа по телевидению видеозаписи передач (их более тысячи) выложили на Ютубе, где каждый из них посмотрело еще от 2 до 30 миллионов человек.

supernanny-austral

На сегодняшний день свои версии этой программы с другими ведущими существуют для целого списка стран, — помимо уже названных Великобритании, США и Австралии, это Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Испания, Латинская Америка, Бразилия и Новая Зеландия. Например, для испаноязычных жителей планеты аналогичную программу вела Росио Рамос-Пауль Сальто.

ninos-desobedientes-padres-desesperados

Теперь она директор центра психологии, и в соавторстве с психотерапевтом Луисом Торресом написала книгу «Непослушные дети, отчаявшиеся родители». Из аннотации книги:

«Вы в отчаянии, потому что ваш сын непослушен? Не в состоянии выполнить свои задачи? Вы подавлены, потому что думаете, что он делает с вами, что хочет, и не знаете, как это исправить?»

Да что ж такое стряслось со всеми родителями на планете?! Почему сразу по всему миру родители вдруг разучились воспитывать своих детей и не могут справиться с этим без супер-пупер-специалистов?!

Игнорирование и тайм-аут

Термин «игнорирование» говорит сам за себя и не требует расшифровки, «тайм-аут» означает «отправить в свою комнату». Именно не запереть в комнате, а приказать пойти в свою комнату. Теория тайм-аутов подразумевает «отделение человека от среды, где произошло неприемлемое поведение» на время от 5 до 15 минут, что должно привести к «исчезновению оскорбительного поведения». Изобрел эту технику 1960-х американец Артур Уилбур Стаатс – сын еврейской иммигрантки из России. На детях Артура Стаатса (их у него было двое) эта техника неплохо работала, и сегодня западные педиатры и психологи рекомендуют применять это к детям по всему миру в качестве эффективной меры дисциплины.

В соответствии с теорией тайм-аутов ребенка нужно не просто изолировать от общества, но на это время убрать от него все «развлекательные компоненты»: мультфильмы, игрушки, книги, интернет. И разговаривать с ним, по мнению психологов, тоже нельзя, в том числе и «читать нотации».

При массовом использовании метод оказался не только малоэффективным, но и очень вредным. Тайм-ауты и игнорирования приводят к тому, что ребенок вынужден адаптироваться к этой стрессовой для него ситуации. И он довольно быстро свыкается с мыслью, что родитель его ничему не наставляет, родитель – не авторитет, в психологическом плане нужно рассчитывать только на себя. Таким образом ребенок отдаляется от родителей, его привязанность ослабевает и постепенно сменяется равнодушием. Функции родителя в его понимании сводятся лишь к обеспечению его физических потребностей.

Если посмотреть на суть теории, то получается, что родитель, используя этот метод, просто убегает от проблемы, убирает неудобного ребенка с глаз долой, оставляет малыша наедине с его истерикой. Интересно, а если ребенок не слушается приказа, можно ли затащить его в комнату силком и запереть, как запирают в отдельной палате буйных пациентов психбольницы? Как мы знаем из другой видеопередачи, целый консилиум британских специалистов решил, что можно. Так, значит, физическое насилие психологи все-таки допускают?

В действительности же, если у вас нормальный здоровый ребенок, первое, что нужно сделать, если он плохо себя ведет, — это остановить его и поговорить с ним; объяснить, почему так делать нельзя; наказать ему больше так не делать. А если он плохо понял, необходимо соответствующее подкрепление.

И не бойтесь, что ребенок обидится, если вы его шлепнете по попе. По признанию взрослых, которым в детстве пришлось пережить «игнорирование», физические наказания выносить гораздо легче.

Устами младенца

На днях после какого-то выговора и обещания наказать ко мне подошла 6-летняя дочь и сказала:

— Мама, когда вы с папой нас наказываете, мы сразу понимаем, что так делать нельзя, и уже никогда-никогда в жизни так делать не будем!

Я заинтересовалась:

— А когда не наказываем, а просто говорим, тоже понимаете, что так делать нельзя?

— Нет.

— Почему?

— Не знаю.

Вот, значит, как! С наказаниями оно лучше доходит. Сразу. Вместо тысячи слов.

Как «тайм-аут» выглядит на практике

Девочка на видео потеряла печать, которую выиграла в школе, из-за этого у нее истерика, начала крушить все вокруг. Мама старается воспитывать девочку правильно, по-научному, поэтому она сделала единственное, что ей разрешено делать психологами в таком случае — «тайм-аут», т.е. приказала дочери идти в свою комнату. Дочь в слезах кричит:

— Прости, прости, мамочка, я тебя люблю! Ты мне нужна!

Мама включает «активное слушание»:

— Тебе грустно? Сейчас тебе будет еще грустнее! — закрывает за дочерью дверь.

Мама подходит к другой двери комнаты, чтобы закрыть ее тоже. Дочь швыряет на пол пульт от телевизора:

— Никогда больше не буду его смотреть!

— Да, все правильно, совершенно правильно, ты больше не будешь его смотреть!

— Я хочу поговорить с тобой! пожалуйста!

Но мама непреклонна, — в наказание она должна лишить дочь своего общества, как того требуют психологи. Мама закрывает дверь, слышны рыдания дочери:

— Мамочка, я хочу поговорить с тобой.

Мама на камеру:

— Я не могу с этим справиться.

Вот вам пример по-настоящему жестокого обращения с детьми! Я бы в таком случае действовала противоположным образом. Во-первых, потребовала бы прекратить истерику, а при попытках что-то крушить дала бы по попе, — такие действия всегда приводят ребенка в чувство, и тогда, даже если он еще продолжает всхлипывать, с ним уже можно разговаривать. После этого я постаралась бы узнать, можно ли решить проблему: где потерялась печать, можно ли ее найти, можно ли где-то купить такую же или похожую.

Если проблема неразрешима (печать была не куплена, а выиграна, значит это что-то вроде медали, новая покупная не нужна), то просто посочувствовала бы и постаралась утешить: «Да, бывают такие неприятности, что ж делать? Уже не вернуть, а слезами горю не поможешь. Я тут ничего не могу сделать, могу только купить что-нибудь взамен. Что ты выберешь?»

Но по правилам, изобретенным психологами, мама оставила девочку один на один с раздирающим ее горем. И кто-то всерьез верит, что это хорошая основа для привязанности?

«Заземление»

Термин «заземление» у нас еще малоизвестен, но на западе уже очень распространен и подразумевает что-то вроде ареста — родитель наказывает своего ребенка тем, что запрещает ему выходить из дома без крайней необходимости: в школу, в церковь, в медучреждение. Как признают сами психологи, с подростками это почти не работает, поскольку здесь море возможностей для хитростей и обмана. Опять же вместо доверия развиваются совсем другие склонности.

Как вы думаете, психологи, которые все это придумали, действительно ничего не понимают? Или это служители сатаны, врага рода человеческого?