7:20-10:44
…Но в это же время [в 90-е гг] совсем незаметно для родительской и педагогической общественности происходила перестройка управления, шел демонтаж советской системы народовластия. [Прежде] высшим органом управления школы был педсовет. Конечно, директоров назначали, но без согласия педсовета поставить его было невозможно. Я знаю очень много случаев, когда педсовет не принимал эту кандидатуру, и не могли ее поставить. Или педсовет выдвигал кандидатуру — чаще всего именно так было, потому что директора вырастали из своих школ. Это успешные педагоги, завучи и потом директора. И поэтому директор был родной своей школе. Он был родной своим педагогам, своим родителям, и он хотел, чтобы его школа была лучшая.
В 90-е гг произошла переструктуризация функциональных отношений… Директора стали назначаться, и они назначались только вышестоящим муниципальным органом, и педсовет был лишен права утверждения этой кандидатуры. Т.е. директор стал независим от того, какие у него отношения с педколлективом. Он стал ставленником чиновничьих структур. И муниципальные органы стали диктовать политику образовательную, почему и произошла возможность внедрения каких угодно программ. Именно потому, что директор подчинялся не своему коллективу, не родительскому совету, а он был наемным работником именно муниципальных органов.
Местные департаменты естественно подчиняются федеральным органам, а федеральные органы (Министерство образования) у нас подписали договора с ЮНИСЕФом, с ООН, с МВФ банками, с МБРР (Международный Банк Реконструкции и Развития), с фондом Сороса. Я эти договора видела, что касается внедрения каких-то программ… И поэтому наше министерство образования стало исполнительным органом по продвижению новой, совершенно для нас незнакомой образовательной политики.
0:0-7:24
Реструктуризация имеет несколько этапов. В Москве прошел первый этап – это этап укрупнения (реорганизации, так сказать). Почему-то отдельные школы, которые жили своей жизнью, начали объединять в какие-то образовательные организации. Теперь не одна школа, а их – конгломерат. Зачем? Таких разных — детский сад, дома творчества, школа – для чего? Там же написано: «Только по желанию в это объединение можно вступить». Никакого желания не было! Вся эта реструктуризация — она описана в этом проекте, который выполнен самарскими[1], так сказать, деятелями от образования под руководством Фишмана [Лев Исаакович]…
Документа, который обязывает укрупнять, нет, не существует — это произвол. Кстати, сам Калина [Исаак Иосифович] сказал, что укрупнение произошло «с очень большими правовыми нарушениями, но это ничего».
Т.е. на самом деле нарушений много… Общих собраний родителей не проводилось… Слияние осуществилось на основе обмана. Родителям, педагогам говорилось следующее: «Слияние необходимо для экономии финансирования. Будут сокращены управленческие органы, будет один директор, одна бухгалтерия», — т.е. якобы будет сокращен управленческий аппарат.
[Теперь над слитыми воедино школами действительно один директор, а бывшие директора теперь называются «руководителями структурного подразделения». Произошло не сокращение административного аппарата, а увеличение. Каждая школа лишилась своего суверенитета.]
Второй этап – это расчлененка, «школа ступеней». Каждое отдельное здание должно стать [отдельной школой]: начальной школой, средней школой и старшей школой… Вот здесь говорится так: «на семь школ средних – одну старшую». Будет искусственное сокращение старших школ. Почему они прямо не могут так сказать? Потому что у нас в Конституции записано право на полное среднее образование. А сейчас всех психологов затачивают на то, чтобы они разъясняли всем (и родителям, и детям 8-9-классникам), что не надо идти в старшую школу, надо идти на рабочую специальность: «Нам не нужны инженеры, нам нужны сантехники и электрики!»…
Сейчас говорят: «Вы знаете, так много развелось людей с высшим образованием, а зачем они?» Извините, но тогда вопрос надо ставить так: «ПОЧЕМУ у нас люди с хорошим образованием не могут найти [себе] применение? Почему у нас закрыты фабрики, заводы, всевозможные исследовательские институты?» Это вопрос НЕ к образованию!
Замечание от кумушек: последняя новость по этой теме — «В Российские школы возвращается производственная практика — как при СССР». Нам с кумой кажется, что есть тут какой-то подвох… И даже слова «как при СССР», призванные усыпить бдительность, нас не успокаивают.
[1] Мне кажется, Н.Храмовой хотелось сказать не «самарскими», а «еврейскими», но она тактично промолчала.