Приучаем к порядку малыша
Примерно с 4-5 лет можно привлекать ребенка к уборке игрушек. И если до этого возраста он будет убираться только вместе с мамой или папой и лишь пару минут, пока ему это интересно, то с 4-5 лет ему можно давать задания для самостоятельного выполнения.
Но, если в комнате бардак, ставить перед ребенком задачу «прибрать в комнате» совершенно бесполезно, он этого не выполнит. Нужно давать ему небольшое конкретное задание, которое ему по силам. Например, собрать в мешочек все кубики. Или расставить по местам все мягкие игрушки. Или собрать все книжки и листочки. Всё остальное, увы, придется убирать маме. Если малышей несколько, наделяйте конкретным небольшим заданием каждого. С годами сложность заданий можно увеличивать.
Очень полезны словесные внушения. Не думайте, что малыш сам догадается, что грязную или мокрую одежду не следует оставлять там, где снял. Ему непременно нужно объяснить (и не один раз, пока не усвоит), что испачканную одежду он должен относить в стирку.
То же самое касается развешивания одежды и расставления обуви по приходу с улицы. Не надейтесь, что ребенок подрастет и однажды сам начнет это делать. Он не будет этого делать до тех пор, пока вы не объясните, что от него требуется, не покажете, куда именно он должен вешать свою одежду и ставить обувь, и несколько раз не проконтролируете процесс.
Приучаем к труду школьника
Бесполезно стыдить школьника и читать ему нотации. Школьник будет чувствовать угрызения совести, но работать по дому не начнет, потому что самому себя заставить делать что-то тяжелое и неприятное и взрослому-то очень трудно, а подростку и вовсе невозможно. Может, он и попробует разок-другой, но быстро бросит это дело, а на ваши дальнейшие упреки только озлобится.
Во-первых, сама задача «делать что-то по дому» слишком абстрактна. Выход в том, чтобы задать подростку определенную норму. Например, одно общественно-полезное дело в день. Конкретное, которое ему дает мама, а не он сам себе выбирает. Например, помыть посуду или сбегать за хлебом.
Если дело слишком маленькое (полить цветочки, вынести мусор, подмести пол в прихожей), можно объединить их и засчитать, как одно большое дело, — в общем, это все взвешивает и определяет мама.
Если дело очень большое (мытье полов), то лучше разделить его между несколькими домочадцами. Да, помимо уборки маме приходится брать на себя непростую работу организатора, распределяя задания: младший (дошкольник) убирает с пола игрушки и расставляет обувь, мама подметает, школьник моет пол в одной или двух комнатах (в зависимости от размера помещений), мама домывает все остальное.
Маленький лайф-хак от меня: если день не постный, перед большой уборкой всем труженикам старше 7 лет выдаю по дольке кофейного шоколада — это хорошо бодрит! Вместо шоколада сойдет и чашечка кофе со сладостями.
Поначалу у школьника будет не очень получаться, и, поскольку общественно-полезный труд в школах теперь отменен, маме придется взять на себя еще и работу преподавателя, — придется учить школьника отжимать тряпку и правильно возить ею по полу, собирая грязь.
Такие учебные уборки лучше проводить с двумя тряпками: мама отжимает свою тряпку и моет свой кусок, объясняя и показывая, как это делать, а ребенок тут же включается, повторяет, тренируется. Если же тряпка одна, каждому придется ждать своей очереди.
На первых порах для ребенка это будет довольно увлекательным занятием. Не перетруждайте новичка, полкомнаты для него достаточно.
Будьте готовы к тому, что когда дело будет освоено и потеряет для него новизну, оно превратится в рутину, и ребенок будет стараться увильнуть от этого. Но помните: чем чаще школьник будет это делать, тем скорее отточится его мастерство, и маме с каждым годом будет становиться все легче. А без этого никак, сама собой ситуация не изменится.
Если вам страшно перетрудить свое чадо, напомню, что в советское время в классах мыли полы сами ученики группами по 5 человек («звездочками»). Уборка проводилась ежедневно (ПН-СБ), таким образом каждый ученик раз в неделю участвовал в уборке. И, представьте себе, никто не умер! И не затаил смертельной обиды на учителей!
Современные психологи обманывают нас (и самих себя), полагая, что когда ребенок вырастет, он сам всему научится, а сейчас не надо его заставлять, принуждать, если он не хочет. И действительно, при большом желании можно научиться всему, но будет ли у него такое желание? Ведь мы передаем своим детям не только бытовые навыки и умения, мы передаем им ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Если школьник сопротивляется, можно проявлять свою родительскую власть. Но помните, что угрозы бесполезны, если вы не приводите их в исполнение, поэтому угрожайте лишь тем, что реально готовы сделать. И чем решительнее вы будете приводить свои угрозы в исполнение, тем они будут действеннее. Как только ребенок убедится, что угрозы – это не пустые слова, он быстро сообразит, что бунтовать – себе дороже, проще по-быстрому выполнить, что требуется.
В качестве наказания лишайте ребенка только того, что и так не несет в себе особой пользы. На малышей хорошо действует лишение сладкого, на подростков – лишение Интернета: отключаете Интернет и не включаете до тех пор, пока дело не будет сделано (разумеется, Интернет и компьютер НИКОГДА не должны использоваться для игр, только для учебы и работы — это нужно контролировать).
Не лишайте детей того, что действительно важно для их здоровья и развития, например, прогулок на свежем воздухе, участия в семейных праздниках, в семейных традициях.
После того, как ребенок выполнил задание, не скупитесь на похвалы. Вопреки советам современных психологов, хвалите его не только за старание, но и за результат (подробнее об этом в статьях «Жертвы я-сообщений» и «Что я знаю и помню о крестьянском воспитании»).
Не бойтесь, принуждение к домашнему труду не только не разрушит ваших отношений с детьми, но наоборот укрепит их. Во-первых, уборка помещений вызывает любовь к своему дому. Я неоднократно замечала этот удивительный психологический эффект: как только приложишь руку к обустройству или наведению порядка в каком-либо помещении, так сразу начинаешь ощущать его «родным», немножко «своим». А как ревностно начинает школьник следить за порядком после того, как помоет пол! Больше не нужно заставлять его быть аккуратным, он теперь и сам аккуратен, да еще помогает воспитывать младших: «Куда в грязной обуви? Я здесь пол помыл(а)!» Отныне он действует не как ребенок, он теперь на вашей стороне – на стороне взрослых!
Во-вторых, после выполнения полезного дела у подростка обязательно возникнет то приятное ощущение, которое называется ОДОБРЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ, и которое возникает, когда ты сделал всё, что ДОЛЖНО (детский вариант – «всё, что велела мама»).
В-третьих, после совместного выполнения большого дела школьник обязательно испытает приятное ощущение причастности к общему делу, а также будет наслаждаться уютом чисто прибранного помещения и испытает ощущение свободы, то самое, когда «кончил дело – гуляй смело!»
Это что касается мест общего пользования, т.е. мест, где так или иначе мусорят все. А вот рабочее место самого школьника (его стол, или угол в комнате, или целая комната – не важно) можно давать в качестве одного дела целиком, только нужно по пунктам перечислить школьнику все, что он должен сделать, потому что сам он не догадается:
- разобрать хлам на столе и разложить вещи по местам,
- протереть пыль с полок, с компьютера и со стола,
- подмести пол,
- протереть пол.
Наводить порядок в своем углу обычно приятнее, чем в местах общего пользования. К тому же, выполнив эту работу пару раз, школьник откроет для себя сразу множество причин, почему свое пространство лучше не захламлять.
Конечно, необходимы и словесные наставления. Детям обязательно нужно раскрыть секрет неизменного порядка, до которого сам ребенок не догадается, хотя секрет очень простой: нужно просто выработать у себя привычку после того, как закончил дело (любое — уроки, рисование, шитье, пазлы, конструктор), сразу все убирать по своим местам. 2-3 минуты усилий после каждого дела, и у тебя всегда порядок и ничего не теряется.
После этой статьи психологи (и мамы, обработанные психологами) могут возмутиться: «Но ведь это же манипуляция детьми!» Эту их хитрую ловушку я разбирала в статье «Новые ловушки в системе воспитания. Ловушка 2-я».