Ждем приема к врачу на детской площадке, кроме меня с 6-летней дочерью там только мальчик и девочка лет 7 (видимо, местные). Девочка по-дружески материт мальчика, потом пальцами показывает ему «фак». Я даже не уверена, что она понимает смысл своих слов и действий, но молчу, стесняюсь им что-то сказать (площадка незнакомая, дети тоже). И злюсь на себя за свою «стеснительность».
Несколько минут спустя мальчик отходит на дорожку и от скуки начинает бросать на покрытие площадки большие острые камни, временами со звоном попадает в горку.
Я, наконец, решаюсь подать голос (если не я, то кто же?):
— Не надо бросать камни на площадку!
Мальчик и девочка ничего не отвечают, но оба тут же уходят, разбегаются по подъездам. Испугались, похоже, обнаружив, что я не статуя на лавочке, а настоящий взрослый.
Заходим в клинику. В очереди к врачу девочка лет 4-5 с мамой и бабушкой. Девочка совершенно нормальная, шило в одном месте, ей хочется скакать и прыгать. Она и прыгает: залезает на мягкий диванчик, на котором сидит ее бабушка, пролезает у нее за спиной, спрыгивает и снова по кругу без остановки. У мамы и бабушки глаза растерянные, но они ничего не предпринимают. Все вокруг тоже молчат.
Я вспоминаю свою же статью «Свободные дети свободной Европы» и снова заставляю себя подать голос, обращаюсь к бабушке:
— Скажите ей, что нельзя в сандалиях на диванчик, здесь же люди садятся.
Бабушка в растерянности отвечает:
— Если ей скажешь, она такое устроит! Всю клинику на уши поставит!
— А вы ее по попе нашлепайте!
Бабушка ничего мне больше не отвечает, но мама строго говорит девочке, чтобы она не залезала в сандалиях на диван, «уже люди говорят»… Ей даже приходится прикрикнуть, и девочка, наконец-то, внимает ей и на диван больше не залезает, но продолжает прыгать и носиться по холлу от мамы к бабушке. Мама и бабушка нервничают, а все окружающие молча и внимательно рассматривают эту компанию с якобы «гиперактивной», на самом же деле просто невоспитанной девочкой, не приученной к самоконтролю. Да, причина такого поведенческого нарушения только одна — попустительство родителей.
А я тем временем думаю, что моя 6-летняя — спокойная по характеру, но если бы здесь была моя 4-летняя непоседа, она бы с восторгом присоединилась к этой проказнице и тоже начала бы носиться по холлу и стоять на ушах. Но я бы ее быстро приструнила теми самыми «претензиями», «придирками» и «одергиваниями», которые современные психологи родителям запрещают: «Скакать будешь на улице, а это больница! Здесь стой спокойно, веди себя прилично!» А нет — так разок по попе, и она бы сразу стала хорошей девочкой, потому что уже знает: если не станет, то от мамы будут не «охи-ахи», а два шлепка по попе и гораздо сильнее. И даже на истерику не будет охов и ахов, мама только рассердиться еще больше, так что не стоит и начинать.
И еще я вспоминаю, как точно так же ощущала себя с первой дочерью, которую воспитывала по книжке психолога (Курпатова) — такая же растерянность: дочь вытворяет что-то непотребное, окружающие оглядываются на меня с удивлением, а я чувствую себя виноватой и при этом совершенно беспомощной — ничего не могу сделать, ребенок познает мир, нельзя ему мешать!
Зомбированная мама все видит в другом свете. По ее мнению, неправильно поступают консервативные мамы, — они так «завоспитывали» своих детей, что те пикнуть не смеют, «зато мой бегает, потому что любит бегать», а «этим мама почитать бы про детскую энергию – что будет, если ее все время блокировать».
В действительности опыт показывает, что разумное блокирование неподобающего поведения действует на психику самым благотворным образом, попустительство же наоборот приводит к нехорошим последствиям. Такое молчаливое ожидание, пока малыш набегается по коридорам, выпустит энергию и сам успокоится приводит к тому, что он постепенно подрастает, но у него так и не формируется понятие о том, как следует вести себя в общественном месте, а именно: тихо и спокойно, чтобы не мешать окружающим.
Он вырастает в подростка, а потом во взрослого, который ведет себя неприлично и нагло, и ему даже в голову не приходит задуматься об окружающих. О том, что он ведет себя неподобающе — ему на это никто даже не намекал, так откуда же у него могут взяться в голове такие мысли?
И мне хочется спросить теперь у этих мамы и бабушки, каких психологов они читали: Петрановскую или Гиппенрейтер? А может, Быкову или Мурашову? Но подходит наша очередь, и я не успеваю ничего сказать по существу. Но точно знаю, таких растерянных мам и бабушек будет вокруг нас с каждым годом все больше. И деток тоже будет все больше, и они будут подрастать…