2kumushki.ru

Помогаем решить проблемы с трудными детьми. Быстро, эффективно, бесплатно.
vk  YouTube

Ведем ребенка к врачу

Когда маленькому ребенку предстоит какая-то болезненная процедура, например, у него берут кровь на анализ, или вы идете к стоматологу, с этим могут возникнуть определенные сложности. И величина этих сложностей напрямую зависит от родителя.

Некоторые родители уже на пути к врачу начинают «утешать» ребенка, а потом и в очереди продолжают «делиться опытом», рассказывая, что укол – это «совсем не больно», «как комарик укусил», «раз и все»… Я убеждена, что этот стиль поведения неправильный!

Когда вы разговариваете с ребенком о предстоящей боли, вы таким образом нисколько его не утешаете. Если ему уже делали уколы, и он знает, что это больно, он теперь не поверит вам. Своими разговорами о предстоящей процедуре вы только увеличиваете для него стресс. Однажды я была свидетельницей того, как мама с помощью «утешений» умудрилась довести до слез довольно большую девочку – школьницу лет десяти. Изначально девочка была совершенно спокойной, но пока они сидели в очереди, мама так активно убеждала дочь, что «будет совсем не больно», что та, наконец, догадалась: будет очень больно, – и заплакала (после этого мать начала стыдить ее за то, что она, такая большая девочка, плачет).

Вы и сами, конечно, замечали, что ожидание неприятности бывает томительнее и неприятнее, чем сама неприятность; и ожидание боли в большинстве случаев является большим стрессом, чем сама боль. Укол длится мгновенье, а ожидании исчисляется не только минутами, но порой часами.

v2

Поэтому в данном случае задача родителя не акцентировать внимание ребенка на предстоящей боли, а наоборот отвлекать его от тягостных мыслей. Нет, обманывать его не надо. Если вы дорожите его доверием, то на вопрос «куда мы идем?» лучше честно ответить, что вы идете к врачу сделать то-то и то-то. И больше об этом не говорить, а все дальнейшие разговоры, которые начинает ребенок, стараться переводить на другие темы, шутить и веселить его.

Можно даже пообещать малышу, что после посещения врача вы сделаете ему какой-то сюрприз, например, купите небольшую шоколадку. Сладкое – это всегда хорошее утешение для маленького ребенка, и само ожидание сладкого его тоже поддерживает. Впрочем, вы лучше знаете своего ребенка, и лучше знаете, какая награда будет для него значимой и безопасной для здоровья.

Сидя в очереди, чтобы отвлечь ребенка, можно дать ему порисовать, – даже если вы забыли подготовиться, скорее всего, в сумке у вас найдется ручка и листочек. Также можно использовать это время для полезных занятий: изучать буквы, учиться читать, — для этого тоже вполне достаточно ручки и листочка.

Если это очередь к стоматологу, и из кабинета доносятся душераздирающие крики других малышей, впечатлительный ребенок может всерьез испугаться и даже начать плакать. Поэтому очередь к стоматологу – это тот исключительный случай, когда я позволяю ребенку поиграть в моем телефоне. Разумеется, телефон сразу поглощает всё внимание ребенка — всё, он больше ни о чем не думает!

v3

В кабинете стоматолога от ребенка требуются определенные действия. Необходимо, чтобы он раскрыл рот, не кусал врача и, по возможности, не оглушал его своими криками. Если ребенок совсем маленький и не открывает рот, имеет смысл жестко напомнить ему, что обещанную шоколадку еще нужно заслужить, и что зубы обязательно нужно вылечить, потому что если их не вылечить, то они разболятся так сильно, что он вообще не сможет есть.

Во время лечения, маленький ребенок может пронзительно кричать (не столько от боли, сколько от страха), и тут остается только напоминать ему о награде, которая его ждет, и взывать к его совести: «Как ты себя ведешь?! Так нехорошо себя вести! Врач хочет тебе помочь, а ты кричишь!» И хотя на маленького ребенка словесные увещевания действуют слабо, все равно родителю стоит призывать его к тому, чтобы он не терял головы, призывать к контролю над собой. Пусть эти слова не подействуют сию секунду, тем не менее ему полезно получить оценку своих действий даже в такой экстремальной для него ситуации. Это и отрезвляет, и откладывается в сознании на будущее.

v4

Чего не следует делать в момент, когда происходит лечение, так это сюсюкать с ребенком и «жалеть» его, потому что такие действия немедленно вызовут в нем еще большую жалость к себе и еще большие слезы. Здесь лучше наоборот довольно холодно сказать ему: «Прекрати кричать! Зубы обязательно нужно вылечить, поэтому веди себя хорошо!» Холодный тон охлаждает пыл и заставляет собраться.

v5

После того, как все закончилось, можно выполнять любимые рекомендации всех сегодняшних психологов: и обнимать ребенка, и утешать его. Кроме того, ребенка обязательно нужно похвалить, сказать, что он молодец, все вытерпел, дал себя полечить, и больше у него болеть не будет. И, конечно, купить ему обещанную шоколадку.

v1

Кстати, это прекрасная возможность напомнить ребенку, как важно чистить зубы перед сном и полоскать рот после того, как поел сладкое.

Если ребенок все-таки кричал, можно слегка укорить его, сказать, что это было нехорошо, нужно было потерпеть, ведь врач хотел ему помочь, и чтоб в следующий раз он постарался вести себя лучше.

Укорить полезно, а вот стыдить, за то, что он не сдержался, плакал и кричал от боли, не следует. Стыдить нужно за плохие поступки в духовно-нравственном плане, которые совершены сознательно: когда ребенок проявляет непослушание, отказывается выполнять родительские требования, по-хамски с ними разговаривает или совершает какой-либо подлый поступок. А попытка пристыдить ребенка за то, что он не смог совладать с собой, скорее приведет к отрицательному результату, — вызовет в нем чувство унижения и обиды.

Если родитель будет соблюдать эти простые правила, ребенок очень скоро перестанет бояться походов к врачу.